Еще в одном регионе, на этот раз в Челябинской области, зафиксирована вспышка птичьего гриппа. Об этом сообщил вчера первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Гасилов. Вчера же появилось официальное письмо главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко с прогнозом дальнейшего распространения эпидемии птичьего гриппа. Как говорится в этом письме, опубликованном на официальном сайте Роспотребнадзора, «анализ путей миграции птиц показал, что в осенний период 2005 года не исключена вероятность попадания вируса из Западной Сибири в Астраханскую, Ростовскую, Волгоградскую области, а также Краснодарский и Ставропольский края». Онищенко также отмечает, что возможно попадание вируса в Азербайджан, Иран, Ирак, Грузию, Украину, страны Средиземноморья.
Тем временем, хотя в пяти из шести регионов, где отмечена вспышка птичьего гриппа, падеж птицы пошел на убыль, экономические последствия эпидемии только сейчас заявляют о себе. В первую очередь речь идет о компенсациях, которые обещаны владельцам уничтоженной птицы. Суммы за голову колеблются в пределах 100–200 рублей, но многие местные администрации уже заявляют, что их бюджеты не выдержат такой нагрузки. Что неудивительно, если учесть, что в одном только Завьяловском районе Алтайского края надо уничтожить, по данным ветслужб, 30 тысяч голов.
Такое развитие ситуации уже привело к скандалам. Правительство Курганской области, где эпидемия птичьего гриппа продолжается уже неделю, приняло неожиданное решение – не компенсировать населению материальные потери в связи с гибелью домашней птицы. Решение обладминистрации было связано с тем, что после того как другие регионы обнародовали суммы компенсаций, жители Курганской области стали более активно заявлять о гибели домашней птицы. В результате этого цифры пострадавшего поголовья в частных подворьях резко увеличились, и чиновники заподозрили население в мошенничестве. Теперь частные владельцы отказываются выдавать погибшую птицу санитарным службам, требуя сначала выплатить им компенсацию.
Если говорить о глобальном экономическом ущербе от птичьего гриппа, то он может оказаться весьма существенным. В 2004 году китайская Ассоциация животноводов оценила общие потери от вируса в 12 млрд. долл. Россияне съедают в год около 2 млн. тонн птицы, а весь рынок оценивается примерно в 2 млрд. долл. При этом более 40% рынка занимают местные производители, поскольку импорт мяса птицы ограничен специальной квотой. МЧС России на прошлой неделе предупредило, что в связи с формированием эпизоотического очага в Сибирском ФО возрастает риск возникновения вспышек заболевания в промышленном птицеводстве с потерями от 75 до 100% поголовья.
Пока от птичьего гриппа страдают лишь те районы, где он распространяется. Региональные производители, как правило, ориентированы на реализацию продукции в собственном и близлежащих регионах. В такой ситуации снижение производства в первую очередь ударит по потребителям Урала и Сибири. Это может спровоцировать и социальную напряженность. Не секрет, что мясо птицы намного дешевле говядины и свинины и составляет основной рацион малообеспеченных слоев населения.
Примеры тому уже есть. На прошлой неделе Кемеровская область решила запретить ввоз мяса из Новосибирской области и Алтайского края. По мнению Геннадия Онищенко, такие меры «пагубно повлияют на обеспечение населения дешевым и качественным белком». Однако, несмотря на позицию главы Роспотребнадзора, администрация Кемеровской области отказалась снимать запрет на ввоз птицы.