Найти живых среди обломков кипрского лайнера не удалось.
Фото Reuters
Кипр скорбит о погибших в авиакатастрофе «Боинга-737», произошедшей в воскресенье в Греции близ Афин и унесшей жизни 121 человека, в том числе 48 детей. Абсолютное большинство из них – граждане Кипра. Правительством объявлен трехдневный траур. В понедельник по всей стране были приспущены государственные флаги, отменены праздничные мероприятия.
Вчера была завершена эвакуация тел с места катастрофы. Правительство Кипра объявило, что в списке погибших – четверо граждан Армении, пилот из Германии, 12 граждан Греции и 104 подданных Кипра. Россиян на борту «Боинга», как заявили представители правительства, не было.
Трагедия настолько потрясла общественность острова, что вчера в аэропорту Ларнаки (оттуда в воскресенье вылетал потерпевший катастрофу авиалайнер) произошел говорящий инцидент. Как сообщило Кипрское информагентство, на борт «Боинга-737» авиакомпании «Гелиос», который должен был следовать в Софию, сначала отказался подниматься экипаж, а за ним и все 100 пассажиров.
Как сообщает агентство Рейтер, по предварительным данным, в разбившемся в воскресенье самолете была нарушена система герметизации. К такому же выводу склоняются и российские эксперты, хотя и оговариваются, что многие детали не укладываются в эту версию. «Судя по всему, произошла разгерметизация кабины, – заявил вчера корреспонденту «НГ» бывший сотрудник ЛИИ им. Громова Юрий Цовьянов. – Но здесь много труднообъяснимых моментов, в частности, почему речь идет о том, что экипаж находился без сознания». «Экипаж без сознания» – этот факт якобы зафиксировали летчики двух истребителей, которые были подняты для сопровождения терпящего бедствие авиалайнера.
Разгерметизация кабины имеет два поражающих фактора, поясняет Юрий Цовьянов: первый – холод, второй – резкий перепад давления. «Холодно – это понятно, – рассуждает эксперт. – Но для того, чтобы пилот потерял сознание, он должен мерзнуть относительно долго. При этом он имеет возможность снижаться. Учитывая, что это южные широты, достаточно нырнуть на высоту шесть тысяч метров – и температура будет уже неопасна для жизни. Если не плюсовая, то нулевая, а от нулевой никто сознания не теряет».
Что касается перепада давления, то он приводит к потере сознания только в случае, когда разгерметизация происходит очень резко. «Например, выбитого иллюминатора для этого недостаточно, – поясняет Юрий Цовьянов. – Самолет достаточно большой, давление в салоне поддерживается обычно на уровне давления на высоте четырех тысяч метров, то есть это не такой уж и большой перепад. Если отверстие в обшивке самолета незначительное, скажем, не более одного квадратного метра, то в такой ситуации перепад давления не может привести к потере сознания. Другое дело, если отлетел большой кусок обшивки».
Юрий Цовьянов отвергает версии, будто катастрофа произошла из-за неисправности системы кондиционирования. (По некоторым данным, ранее на разбившемся лайнере с ней были проблемы и она подвергалась ремонту.) «Неполадки в этой системе не могут привести к таким последствиям, – таково мнение эксперта «НГ». – Отбор воздуха для системы кондиционирования происходит не с улицы, а из-за шестой ступени компрессора. Там холодного воздуха не бывает (медики при эвакуации тел погибших фиксировали признаки обморожения. – «НГ»). Все устроено так, что даже при аварийной ситуации, скажем, при отказе двигателя, разгерметизация салона через систему кондиционирования произойти не может».
Резкая разгерметизация, если именно она привела к катастрофе, по мнению эксперта, могла произойти по двум причинам: либо у самолета имелся скрытый заводской брак, либо на борту произошел теракт, скажем, взрыв, приведший к сильному повреждению обшивки самолета. Однако летчики-истребители ни взрыва, ни разрушения обшивки авиалайнера, как следует из информационных сообщений, не наблюдали.
«Я еще не уверен, что дело там в разгерметизации, – осторожно высказал «НГ» свое мнение заместитель председателя МАК Рудольф Теймуразов. – Но комментировать ситуацию не могу, пока не получу достоверную информацию от греческих коллег, которые ведут расследование. Но это будет не раньше вторника».
═
Авиакатастрофы с большим числом погибших детей
═
2 июля 2002 года в небе над Германией в районе Боденского озера столкнулись российский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» и транспортный «Боинг-757-200» компании DHL, который следовал из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). В катастрофе, причиной которой стала ошибка диспетчера швейцарской компании «Скайгайд», погиб 71 человек, из них 69 российских граждан – 17 взрослых и 52 ребенка из Башкирии, летевших на отдых в Испанию.
27 июля 2002 года во время авиашоу на украинском аэродроме «Скнылив» подо Львовом на толпу зрителей рухнул военный самолет Су-27, совершавший показательный полет. Жертвами катастрофы, к которой, как установило следствие, привела ошибка экипажа самолета, стали 85 человек, в том числе 23 ребенка.
3 января 2004 года в Египте разбился пассажирский самолет «Боинг-737» местной авиакомпании «Флэш-Эйр», совершавший чартерный рейс с курорта Шарм-аль-Шейх в Каир. Лайнер, на борту которого находились 148 человек, из-за технической неисправности рухнул в Красное море вскоре после взлета. В катастрофе погибли 13 членов экипажа и 135 пассажиров, в том числе около 50 детей-французов, возвращавшихся с семьями домой после рождественских каникул.