Скандальная ситуация вокруг внезапного изменения условий содержания основных фигурантов дела ЮКОСа – Михаила Ходорковского и Платона Лебедева – получила вчера неожиданное развитие. Способствовал этому директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин, выступивший с громкими заявлениями во время посещения следственного изолятора «Матросская тишина».
Осмотрев СИЗО, Юрий Калинин, как передает Интерфакс, заявил: «Впечатление хорошее. В изоляторе идет ремонт. Вчера мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о выделении на эти нужды 18 млн. рублей». На фоне недавних заявлений адвокатов Ходорковского и Лебедева о том, что перевод их подзащитных не был случайностью и преследовал совершенно определенные цели – заставить их подзащитных как можно скорее ознакомиться с судебными протоколами, это заявление заставляет задуматься.
Со стороны визит главы ФСИН в «Матросскую тишину» выглядит как стремление подтвердить объяснения руководства изолятора о том, что Ходорковского и Лебедева перевели в другие камеры исключительно из-за ремонта. Даже если это действительно так, жест выглядит слишком демонстративным. А комментируя судьбу двух известных заключенных «Матросской тишины», Юрий Калинин, как передает Интерфакс, еще раз подтвердил, что перевод был связан с ремонтом, который будет проводиться в тех помещениях, где раньше содержались Ходорковский и Лебедев. При этом глава ФСИН подчеркнул, что никто из них к нему с жалобами на это решение не обращался, а просьба Михаила Ходорковского о передаче ему в камеру холодильника и телевизора и предоставлении возможности получать газеты будет рассмотрена в установленный срок после подачи им соответствующего заявления.
Комментируя заявления о ремонте в «Матросской тишине», адвокат Лебедева Владимир Краснов сказал корреспонденту «НГ»: «Ремонт, как мне видится, дело плановое, и как он связан с последними переселениями, сказать трудно. Перевод Лебедева, как говорят, тоже связан с каким-то ремонтом. Насколько это соответствует действительности, я не знаю. Я знаю, что Лебедева уже несколько раз переводили из камеры в камеру. А если в обычной жизни, как говорят, один переезд равносилен двум пожарам, то в их условиях это создает еще больше неудобств».
Может сложиться впечатление, что и сам визит Юрия Калинина, и его комментарии по поводу юкосовцев, и слова о выделении средств – всего лишь попытка сгладить впечатление от поспешного перевода двух именитых заключенных. Нет сомнений в том, что теперь, после этих слов, ремонт в «Матросской тишине», даже если он еще не начался, проведут. Но, следуя этой логике, приходится предполагать, что причиной такой оперативности как раз и стал скандал вокруг изменения условий содержания Ходорковского и Лебедева.
Но тогда не остается ничего иного, как допустить, что фактически выделенные московским правительством деньги – ни много ни мало 620 с лишним тысяч долларов – стали той ценой, которую пришлось заплатить за перевод главных фигурантов дела ЮКОСа в общие камеры. На фоне тех потерь, которые за время дела ЮКОСа понесла Россия из-за ухудшения своего имиджа в глазах иностранных инвесторов, которые понес бюджет после продажи «Юганскнефтегаза» по цене, которую многие эксперты называли ниже рыночной стоимости этой компании, эта сумма, наверное, выглядит не слишком солидной. Но – весьма и весьма говорящей.