Теперь и у Ходорковского, и у Лебедева гораздо более стесненные условия существования в 'Матросской Тишине'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Основные фигуранты скандального дела ЮКОСа – Михаил Ходорковский и Платон Лебедев – в последние дни испытали резкое ухудшение условий содержания. Первого перевели из спецблока «Матросской Тишины» в общую камеру, а в камеру ко второму, в понедельник переведенному из больничного корпуса, подсадили еще двоих арестантов. Напомним, что 31 мая Мещанский суд приговорил Ходорковского и Лебедева к 9 годам общего режима.
Как утверждают представители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в этих действиях нет никакой подоплеки, и эти решения – «внутреннее дело начальника СИЗО». В свою очередь, адвокаты Ходорковского и Лебедева уверены, что ужесточение условий содержания их подзащитных – реакция властей на их общественно-политическую деятельность и стремление осложнить процесс подготовки к обжалованию приговора.
«Внутренним делом начальника СИЗО» назвал вчера перевод Михаила Ходорковского директор ФСИН Юрий Калинин. «Перевод Ходорковского из одного корпуса СИЗО в другой – это обычная тюремная процедура. Я не вижу в этом никакой проблемы», – заявил Калинин. По его словам, Ходорковского перевели в свежеотремонтированный корпус, а в спецблоке, где он содержался ранее, начался ремонт.
Михаил Ходорковский был переведен из спецблока «Матросской Тишины» в общую камеру СИЗО № 1 во вторник, 9 августа. Оба корпуса находятся на территории СИЗО «Матросская Тишина» и отличаются только условиями содержания. В спецблоке у Ходорковского в трехместной камере с отделенным от жилой зоны туалетом были холодильник и телевизор, он регулярно получал передачи, имел право каждую неделю бесплатно посещать баню, а также заниматься в спортзале. Теперь, в камере на 11 человек, он, по словам его адвокатов, лишен газет, телевизора и холодильника, а также возможности в спокойной обстановке изучать протоколы судебного заседания.
Как утверждает Юрий Калинин, всех этих благ Ходорковский лишился ненадолго. По словам главы ФСИН, бывшему акционеру ЮКОСа достаточно только написать заявление, и сотрудники «Матросской Тишины» перетащат в его новую камеру холодильник, телевизор и подшивку газет. «По заявлению Ходорковский может пользоваться телевизором и холодильником. Газеты, которые он выписывал, также будут переведены в СИЗО № 1, – утверждает Калинин. – Если в камере у Ходорковского ранее был его личный холодильник, то он может быть доставлен в другой корпус».
Остался невыясненным только один вопрос – зачем администрации СИЗО понадобилось создавать себе такие трудности? Начальник «Матросской Тишины» Фикрет Тагиев свою инициативу объяснить корреспонденту «НГ» не смог: «В пресс-службу», – отвечал он на все вопросы. До сотрудников пресс-службы ФСИН, равно как и до их коллег в пресс-службе столичного управления исполнения наказаний, корреспонденту «НГ» дозвониться вчера так и не удалось. Что касается ремонта в спецблоке «Матросской Тишины», из-за которого Ходорковский якобы и был переведен в общую камеру, то стоит вспомнить, что под тем же предлогом в октябре 2003 года бывшего акционера ЮКОСа перевели из общей камеры «Матросской Тишины» в спецблок.
Отсутствие внятных объяснений со стороны руководства СИЗО и представителей ФСИН невольно наталкивает на мысль о возможной справедливости версии адвокатов Ходорковского, утверждающих, что перевод их подзащитного в худшие условия – ответ на его последние публичные выступления. По мнению Юрия Шмидта, «нет никаких сомнений, что своими последними выступлениями в СМИ Ходорковский наступил на больную мозоль, и месть не заставила себя ждать».
В свою очередь, Евгений Бару, адвокат Платона Лебедева, сообщил «НГ», что к его подзащитному в камеру несколько дней назад добавили еще двух человек. По словам адвоката, теперь в камере Лебедева помимо него еще 7 заключенных. «И увеличение количества арестантов в камере Лебедева, и перевод Ходорковского связан с ознакомлением с протоколом судебного заседания, – заявил «НГ» Бару. – Это сделано для осложнения жизни».
Адвокат Генрих Падва предполагает, что ужесточение условий содержания Ходорковского может быть связано со слухами о финансировании им партии «Родина». «Я могу предположить лишь, что все это связано с клеветнической кампанией, которая развязана против Ходорковского в связи с якобы финансированием им «Родины», – считает адвокат. – Это чистая клевета, не подтверждаемая никакими данными и отрицаемая как Ходорковским, так и Рогозиным». Других поводов для ужесточения условий существования Ходорковского Генрих Падва не видит.