У Юрия Казакова есть замечательный рассказ "Поморка". Его героиня, девяностолетняя старуха Марфа, молится в темный угол, где висит "черная раскольничья икона в тусклом серебряном окладе". Когда на Белом море бушует шторм, Марфа, кладя земные поклоны, молится за рыбаков и шепчет: "Пошли, Господи, им поветерь┘ Не погуби, Господи, сохрани их, Николушка!"
Писателю кажется "будто бабка моя молится, будто мать свою я слышу сквозь сон, будто все мои предки┘ молятся - не за себя, за мир, за Русь - неведомому богу старозаветному, доброму Николе Угоднику".
Казаков назвал святого Николая "богом старозаветным". "Русским", или "белым богом" именовали Николу Угодника северные народы, крещенные в православие русскими промышленниками, подданными "белого царя". К отеческим идолам ненцы и чукчи прибавляли "белого бога". И поныне в тундровых капищах можно видеть порченные непогодой иконы св. Николая, которым, как и языческим божкам, приносились жертвы оленьей кровью и жиром.
Но, пожалуй, трудно найти на свете народ, которой бы так любил этого святого, как русский. Почитание византийского епископа из города Миры в малоазийской Ликии, умершего в 343 году, было принесено на Русь греками вместе с православной верой и получило особое распространение. Никола Угодник превратился в любимого всей Русью покровителя обездоленных, на чью поддержку мог рассчитывать каждый страждущий. Недаром Православная Церковь прославляет Николая Чудотворца в своих песнопениях, как "правило веры и образ кротости".
Таким же ласковым и отзывчивым, готовым в любую минуту прийти на помощь, видели св. Николая и западные христиане. Почитание св. Николауса (Николаса, Клауса или Клааса) поныне распространено по всей Европе. В начале ХХ века благообразный епископ лишился своего облачения, посоха и митры. Его переодели в шубу и усадили в сани, запряженные оленями. Под именем Санта-Клауса греческий архиерей вместе с нарядной елкой стал непременным символом Рождества во всем мире.
Русские свято чтили и чтят "Николины дни" - праздники Чудотворца. "Никола зимний" отмечается 6 декабря (19 декабря по новому стилю), а "Никола вешний" - 9 мая (22 мая). В мае Русская Церковь вспоминает о перенесении мощей святителя из Миры в итальянский город Бари. Праздник этот, как и праздник Покрова Богородицы, является сугубо русским, у Греческой Церкви его нет.
Рассказ о перенесении мощей св. Николая более напоминает детектив, чем благопристойную житийную историю. В 1087 году итальянские купцы из Венеции и Бари отправились в Византию для торговли. И те и другие почитали Чудотворца и хотели на обратном пути взять мощи святителя и перевезти их в Италию. В этом намерении торговцы из Бари (Южная Италия) опередили венецианцев. Их корабль, на котором находились 62 человека, вошел в порт Миры 20 апреля. Вперед были посланы соглядатаи, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в соборе, где покоятся мощи, они встретили только четырех иноков-сторожей.
Тотчас 47 вооруженных человек отправились в храм. Сторожа, ничего не подозревая, указали им гробницу Чудотворца. Итальянцы решили подкупить иноков, предложив им 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели по тревоге поднять жителей Миры, но чужеземцы связали их, а у дверей храма поставили своих людей.
Вскоре бесценные останки были перенесены на корабль, который тотчас вышел в море. Иноки сообщили горожанам печальную весть о похищении мощей. В порту собрались разгневанная толпа, но было поздно...
Корабль прибыл в Бари 8 мая, и весть о прибытии чудотворных мощей облетела весь город. На следующий день мощи торжественно перенесли в храм св. Стефана. Через год в честь святителя Николая в Бари была построена величественная базилика, освященная Папой Римским Урбаном II. В ее крипте, запечатанной металлической печатью, и были положены мощи.
Первоначально праздник перенесения мощей святителя был городским праздником Бари. Он не был принят в других странах христианского Востока и Запада. Однако в Древней Руси итальянский праздник каким-то образом прижился.
Веками в ожидании чудес в Бари стекались паломники со всего света. Среди них были богатые купцы, благородные дворяне, почтенное духовенство и даже короли и князья. Благодаря их пожертвованиям базилика украсилась великолепными иконами, рукописными книгами, литургическими сосудами и лампадами из драгоценных металлов, роскошными священными облачениями. У москвичей есть уникальная возможность познакомиться с сокровищами базилики св. Николая, которые можно увидеть на выставке в Государственном историческом музее, открытой с 22 июня по 28 августа.
На выставке представлены 64 наиболее ценных произведения искусства из сокровищницы храма. Среди них можно видеть пергамент с именами 62 итальянцев, перевезших мощи святителя в Бари, и печать Папы Урбана II с дверей крипты, полустертую от поцелуев миллионов паломников.
Среди экспонатов выделяются многочисленные подарки монарших особ, отчасти отражающие исторические судьбы Южной Италии, переходившей из рук в руки. В XII веке этой землей владел сицилийский король Рожер II, поднесший базилике по обету драгоценную корону и прекрасную алтарную сень (киворий). Сень украшена пластинами византийской эмали. На одной из них изображен св. Николай, коронующий Рожера II.
Самым щедрым покровителем храма был неаполитанский король Карл II Анжуйский, правивший Южной Италией в XIII веке. Карл верил, что обязан св. Николаю спасением от смертной казни, поэтому в знак благодарности непрестанно заботился об украшении базилики в Бари. Из его многочисленных даров на выставке представлена дарохранительница в виде церковки и две рукописи: "Римский миссал" и "Евангелие". Всего же Карл пожертвовал храму 23 пергаментные книги, написанные четким готическим шрифтом и украшенные яркими миниатюрами.
Центральным экспонатом выставки является огромная икона св. Николая Чудотворца в окладе, которую сербский король Стефан Урош III Дечанский в 1327 году преподнес базилике. Предание гласит, что Стефан был ослеплен своим отцом - королем Стефаном Урошем II Милутином по наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на трон своего сына Константина, но св. Николай вернул ему зрение.
Представители российского императорского дома неоднократно посещали Бари. В частности, в 1852 году базилику посетил великий князь Константин Николаевич, пожертвовавший храму серебряную лампаду, а в 1892 году - цесаревич Николай Александрович, будущий самодержец Николай II.
Традиция русского паломничества в Бари, насильно прерванная в ХХ веке, сейчас возрождается. Богомольцы из России стали самыми частыми посетителями базилики св. Николая. Как и сотни лет назад, они молятся Николе Угоднику, припадая к его чудотворным мощам.