Во Фрунзенском районном суде Саратова оглашен приговор по делу о похищении 12-летней Аллы Гейфман, дочери известного саратовского бизнесмена Григория Гейфмана. Заместитель директора ОАО «Саратовтрансстрой» Владимир Кузнецов и старший сержант милиции из Тольятти Сергей Халилов, обвинявшиеся в пособничестве похитителям, получили по 8 лет колонии строгого режима каждый. В прокуратуре области, которая расследовала дело в течение шести лет, считают, что теперь в этой драматической истории можно поставить точку. Однако родственники девочки говорят, что для них в этом деле остается много неясного.
Кузнецов и Халилов предстали перед судом спустя шесть лет после совершения преступления и через три года после первого суда по широко известному в области делу Гейфман. Оба обвинялись в пособничестве похитителям: Халилов по ст. 126 УК РФ («Похищение человека»), Кузнецов по ст. 163 и 126 УК РФ («Пособничество в вымогательстве» и «Пособничество в похищении человека»). Оба признаны виновными, при этом Халилов, который до вступления в силу приговора формально остается сотрудником милиции, лишен сержантского звания и ордена Мужества, полученного им в 1999 году (в год похищения Аллы Гейфман) за задержание особо опасного преступника.
По мнению гособвинителя на процессе Юрия Маркулева, осужденные скорее всего воспользуются своим правом обжаловать приговор Фрунзенского райсуда в суде высшей инстанции, поскольку ни один из них виновным себя не признал.
По версии Сергея Халилова, в день похищения Аллы Гейфман он высаживал рассаду на собственной даче под Тольятти. Алиби Халилова подтвердили его родственники, однако обвинение представило суду сводку с местной метеостанции, которая свидетельствовала о том, что именно в этот период в районе дачи Халилова шли проливные дожди и температура не превышала 10 градусов тепла. Кроме того, милиционера опознала сама Алла Гейфман (сейчас уже студентка Саратовской академии права). По ее словам, Халилов – один из двух милиционеров, насильно усадивших ее в машину во дворе ее собственного дома и вывезших на территорию Чечни.
В свою очередь, Владимир Кузнецов еще во время предварительного следствия заявил, что считал похищение 12-летней девочки спецоперацией ФСБ, а себя – участником этой операции. Он даже называл следователям имя своего «куратора из органов» – подполковника Александра Задумина. По словам Кузнецова, именно по просьбе Александра Задумина он «переориентировал» похитителей на семью Григория Гейфмана, хотя сами они изначально выбрали из представленного им списка другого бизнесмена – Романа Пипию. Эту версию суд счел неубедительной. Он усмотрел в показаниях Кузнецова попытку свести счеты с бывшим родственником (Задумин – брат первой жены Кузнецова). Сам Задумин свое участие в похищении девочки на суде категорически отрицал.
После завершения процесса в прокуратуре области журналистам говорили, что теперь, вероятно, в деле Гейфман наконец можно будет поставить точку, поскольку установлены почти все соучастники этого преступления. Однако Григорий Гейфман в суде заявил, что для него в этом деле «по-прежнему остается много темного и неясного». В самом деле, картина происшедшего до сих пор остается не совсем понятной. К примеру, в частных беседах с журналистами прокуроры не отрицают, что Кузнецов сотрудничал с ФСБ, а чеченцы-свидетели на процессе говорили о том, что звали Кузнецова «Володей-фээсбэшником». Так что не исключено, что точка в этом деле еще не поставлена. Ведь однажды его уже закрывали, а ныне осужденных Кузнецова и Халилова считали «неустановленными лицами».
Напомним, что Алла Гейфман была похищена бандой Абдулбека Ахматханова 20 мая 1999 года. Девочка семь месяцев провела в Шалинском районе Чечни, потеряла два пальца на руке. Похитители требовали за ее освобождение 2 млн. долл. Освободить ребенка удалось в результате спецоперации УБОП и ФСБ.
Первую группу похитителей (членов банды Ахматханова) в Волжском суде Саратова осудили три года назад. Четверо обвиняемых были приговорены к различным срокам заключения – от 7 до 16 лет. Сам организатор похищения – Абдулбек Ахматханов – до суда не дожил, вместе с пятью своими подручными он был убит в Чечне.
Преступления против детей
Начиная с 90-х годов прошлого века в России наблюдается ежегодный рост преступлений против детей. Точных сведений нет, поскольку статистика преступлений в отношении несовершеннолетних вплетена в общие данные органов внутренних дел. Между тем если в СССР доминировали убийства детей на бытовой почве, то сегодня все чаще регистрируются преступления, связанные с похищением детей с целью получения выкупа и вовлечения в наркобизнес, растет число сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних. По данным заместителя генпрокурора РФ Сергея Фридинского, за период 2000–2005 гг. в России было совершено 1080 убийств и 21 покушение на убийство детей. Подавляющее большинство этих преступлений – 1086 – совершено родителями, 7 – приемными родителями, одно убийство совершено усыновителями.
Статистика милицейских преступлений
По данным МВД РФ, в целом по России в 2004 году к различным видам ответственности за нарушение закона привлечены 18 тысяч 400 сотрудников органов внутренних дел. К уголовной ответственности за убийства, вымогательство, похищения людей, изнасилования, превышение полномочий, взяточничество и торговлю наркотиками были привлечены 3720 сотрудников, из них 1933 осуждены. По фактам нарушения прав человека сотрудниками милиции было возбуждено 5 уголовных дел, к дисциплинарной ответственности привлечены 11 милиционеров.
Саратов