Именно так считают участники экспертного семинара «Приоритеты реформы жилищно-коммунального комплекса Москвы», организованного фондом «Коммунальная культура жизни». Семинар прошел 20 июля в московской мэрии и собрал руководителей ряда ведущих аналитических центров, разрабатывающих стратегию модернизации ЖКХ, а также представителей столичных властей.
Инициаторы реформы ЖКХ постоянно твердят, что ее цель – повышение качества коммунальных услуг, а не рост цен. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что за фасадом разговоров не хватает четко проработанной стратегии и эффективных механизмов решения этой задачи. Поэтому большинство наших граждан убеждено, что проводимая реформа направлена не на защиту их интересов, а удовлетворение амбиций идеологов-реформаторов и решение финансовых проблем коммунальных служб и отдельных частных компаний. Но для успеха любой реформы необходимо в первую очередь доверие к ней граждан. Как же завоевать его? У экспертов фонда «Коммунальная культура жизни» есть для реформаторов два совета.
Во-первых, необходимо на практике подтвердить, что реформу можно провести без ущерба для нашего с вами кармана. В своем докладе на семинаре председатель совета фонда Наиль Гайнутдинов подчеркнул, что сделать это не только нужно, но и вполне возможно. В тех домовых хозяйствах, где коммунальщики уже работают «по науке», издержки, что показательно, падают и тарифы не растут.
– Сейчас, – сообщил Наиль Анасович, – главной задачей фонда является консультирование мэрии и правительства Москвы по вопросам реформы ЖКХ, разработка для столицы такой модели коммунального хозяйства, которая позволила бы гарантировать занятым в нем компаниям высокие доходы, москвичам – качественные услуги, а городу – наполняемость бюджета исключительно благодаря оптимизации управления, а не механическому повышению тарифов. Москва, где имеются наилучшие в стране возможности для реализации подобных проектов, является сегодня для фонда основной «рабочей площадкой». Однако в дальнейшем его экспертами планируется разработка аналогичных моделей для других регионов и городов России и даже других стран, с учетом их специфики.
Во-вторых, граждане никогда не поверят в реформу, которой с ними не обсуждали. Слишком уж много их было проведено за эти годы, и всякий раз власти отчего-то «забывали» с народом посоветоваться. А поскольку ничего хорошего большинству из нас эти реформы не дали, откуда взяться доверию к очередной правительственной инициативе?
И в этом отношении фонд «Коммунальная культура жизни» занимает столь же активную позицию, всеми средствами вызывая граждан на диалог. С этой целью, напомнил президент фонда Андрей Щавелев, в начале июля в столице была открыта «горячая линия» (тел. 788-16-46), по которой москвичи круглосуточно делятся своим опытом и вносят свои предложения по улучшению культуры быта. Причем иные из этих предложений заставляют по-новому взглянуть на проблемы отрасли даже маститых профессионалов. Нельзя не заметить, что подобное конструктивное обсуждение, в которое втягиваются все новые и новые граждане, непременно должно на определенном этапе заставить их воспринимать реформу как свое личное дело, то есть сломать наше традиционное отчуждение от власти.
Однако доверие народа – необходимое, но еще не достаточное условие успеха. Необходимо еще завоевать доверие наиболее активной и влиятельной его части – предпринимателей. Ведь единственная возможность предотвратить сползание ЖКХ в пропасть технологической катастрофы – это полная модернизация отрасли, для чего необходимы инвестиции. Инвесторы же пойдут в нее лишь при условии, что будут рассчитывать на прибыль.
– И сегодня они рассчитывают на нее не без оснований, – считает Наиль Гайнутдинов.
Он привел, в частности, в качестве примера ряд проектов по возведению в Москве мусоросжигательных заводов, систем водоочистки и мини-теплостанций. Всего же за последнее время в коммунальную сферу было привлечено более миллиарда евро, что говорит о росте ее инвестиционной привлекательности.
Как отметила участвовавшая в семинаре заместитель руководителя ГУ «Центр реформ ЖКХ» Комплекса городского хозяйства г. Москвы Ирина Шрамко, большое число хозяйствующих субъектов готово взять на себя роль управляющих компаний ЖКХ. Помимо действующих ДЕЗов, морально вполне созревших для перехода на рыночные рельсы, игроками на этом поле стремятся стать строительные компании и промышленники, являющиеся держателями жилого фонда. Таким образом на столичном рынке коммунальных услуг изначально успешно формируется конкурентная среда, и у москвичей, несомненно, будет значительно более широкий выбор, чем у жителей других российских регионов. Причем, согласно прогнозу г-жи Шрамко, подобный интерес инвесторов к отрасли неизбежно будет расти по мере роста издержек в жилищном строительстве.