Продолжаются поисково-спасательные работы в Курахском районе Дагестана, где в среду вечером селевой поток опрокинул в реку автобус с пассажирами и легковой автомобиль. По уточненным данным регионального МЧС, в результате трагедии погибли 8 человек и еще 13, в том числе трое детей, получили травмы. ЧП в Дагестане, равно как и недавние сели в Краснодарском крае, не стали неожиданностью для спасателей. Еще в прошлом году аналитики МЧС прогнозировали активизацию селевых явлений в этих районах.
Как рассказали корреспонденту «НГ» в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Республике Дагестан, в среду вечером близ села Ашар (12 км западнее райцентра Курах) в реку Курах-чай селевым потоком смыло автобус «ГАЗ», в котором находились 17 человек и легковой автомобиль «ВАЗ-2106». По данным местного МЧС, начинался дождь, и водитель автобуса, опасаясь, что дорогу размоет, решил срезать путь и форсировать реку в брод. Однако при переезде двигатель заглох и старый автобус просто увяз. При этом вода в реке активно прибывала. Когда на переправу обрушилась основная волна, машину дважды перевернуло и потащило вниз по течению. Пытаясь покинуть машину, люди в панике стали выбираться из люков и разбитых окон, но их тут же уносило потоком.
Выше по течению примерно в это же время сель смыл в реку автомобиль «Жигули», в котором находились 5 человек.
По словам представителя дагестанского МЧС, тела шестерых погибших нашли сразу – они были разбросаны по руслу реки. Еще двое – мужчина и женщина погибли в салоне «Жигулей». Спасены 13 человек, пропавшим без вести остается один из пассажиров автобуса. Сколько потребуется времени, чтобы его найти, спасатели не знают: бурный поток мог унести человека на десятки километров вниз по течению.
В настоящее время на месте аварии продолжают работать 43 специалиста поисково-спасательного отряда Дагестана и местные жители.
Для южных регионов России сели в последнее время не редкость. 21 июня подобное стихийное бедствие спровоцировало четыре горных обвала на железнодорожном перегоне Лазаревское–Водопадное в Краснодарском крае. В результате ЧП тогда сошли с рельсов и перевернулись 18 грузовых вагонов, а два пассажирских поезда оказались блокированы. Ситуация осложнялась тем, что сель более чем на сутки перекрыл и единственную на черноморском побережье автотрассу Сочи–Туапсе.
Между тем едва ли активизацию селей можно считать неожиданностью. В долгосрочном прогнозе на 2005 год, подготовленном МЧС РФ, еще в начале года указывалось на опасность возникновения ЧС, обусловленных активизацией селевых процессов. Зоной повышенного риска назывались Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Бурятия, Краснодарский край, Иркутская, Сахалинская и Камчатская области.