Настоящий нобелевский лауреат Жорес Алферов...
фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Нобелевскую премию ученый может получить только один раз в жизни. Таково условие Нобелевского комитета. Своеобразным исключением из этого правила стал лауреат этой престижнейшей премии за 2000 год академик РАН Жорес Иванович Алферов, удостоившись в 2005 году «Русского Нобеля». Это второе неофициальное название международной премии «Глобальная энергия», самой крупной премии, вручаемой Россией. Уже три года она присуждается за достижения в области энергетики. Сравнивать ее по значимости с самой знаменитой научной наградой, конечно, не приходится, но зато ее лауреату вручается вполне «нобелевская» сумма в один миллион долларов.
Инициатором появления «Глобальной энергии» в свое время выступил не кто иной, как Жорес Алферов. Учредителями премии, идею которой публично высказал президент Владимир Путин в 2002 году, стали «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ЮКОС, чей спонсорский статус теперь унаследовал «Сургутнефтегаз». С тех пор академик Алферов является председателем международного комитета премии, и вот – «Глобальная энергия» присуждена ему самому. Кстати, подобного случая не было в истории ни одной известной научной премии в мире. Надо сказать, «Русский Нобель» и в предыдущие годы не покидал «ближнего круга» – его лауреатами становились вице-президент РАН Геннадий Месяц и почетный директор одного из академических институтов Александр Шейндлин. Как отмечали наблюдатели, параллельно премия из года в год теряла статусный вес, перестав пользоваться публичным вниманием сначала главы государства, а затем и первых министров, игнорировавших последние церемонии вручения «Глобэнерго». Беспрецедентная ситуация, созданная награждением Жореса Алферова, грозит окончательно превратить полезное и вполне жизнеспособное начинание в полную профанацию.
В этом году премия вручена за работы в области солнечной энергетики. Действительно, один из академиков возглавляемого Алферовым физтеха Александр Андреев вроде бы заслужил мировую известность работами в этом направлении. О каком-либо вкладе в исследование солнечной энергетики самого Алферова известно меньше.
Едва в каком-нибудь интервью заходит речь об отсутствии у РАН серьезных исследований и разработок, имеющих рыночную ценность, академики принимают скорбный вид и напоминают о «мизерном» финансировании и нежелании государства заниматься развитием науки. Между тем, как сообщают специализированные интернет-ресурсы, только в 2005 году на финансирование РАН государством выделено почти 600 млн. долларов. В 2002 году нецелевое расходование Академией госсредств в размере 137 млн. руб. за два предыдущих года официально подтвердила Счетная палата РФ, о чем писали 30 июня 2005 года «Новые известия». Правда, до применения санкций в отношении влиятельных не только в мире науки, но и в области политики персон дело до сих пор так и не дошло. Кроме того, общеизвестным фактом является, что в пользовании у РАН находится большое количество недвижимости, которую руководство академии сдает в аренду и под застройку многочисленным фирмам и организациям. «Новые известия» писали, что в прошлом году размах, с которым руководители научных учреждений эксплуатировали госимущество, заставил ФСБ обратиться в Минимущество с предложением проверить законность заключаемых с научной недвижимостью сделок. Как сообщило издание, по итогам проверки специалисты оценили доходы, полученные главами академических институтов РАН по странным инвестиционным договорам, в 4–5 миллиардов рублей.
Примечательно, что стыд за «триумф» Алферова испытал и выразил де-факто от имени науки лишь один-единственный человек. Президент Российской академии наук Юрий Осипов написал заявление с отказом исполнять впредь обязанности председателя Попечительского совета международной премии «Глобальная энергия» в связи «с большой загруженностью по работе». «Академик Осипов, математик», – так подписал свое заявление глава РАН. Деликатный укор.