Леониду Рейману теперь надо внимательно прислушиваться к сообщениям из Германии.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В Германии назревает большой скандал, связанный с причастностью Commerzbank к махинациям по линии российского холдинга «Телекоминвест». Третий по величине финансовый институт страны, чье могущество и значение визуально демонстрирует небоскреб его правления во Франкфурте–на–Майне, подозревается в содействии отмыванию «русских денег». Более того, скандал уже привел к тому, что в связи с этим делом стали упоминаться люди из высших эшелонов российской власти, а отмывание средств и приватизация российских активов становится едва ли не главной темой западных изданий. И последние публикации немецкой и американской прессы о взаимоотношениях Commerzbank и «Телекоминвест» лишь подтверждают эту тенденцию: внутренние экономические споры российских финансово-промышленных групп эффективнее решать за рубежом.
Вся европейская и особенно немецкая пресса уделили вчера большое внимание следственным действиям германской прокуратуры. По сведениям газеты Frankfurter Allgemeine, исходным поводом послужило подозрение в том, что деньги, украденные при приватизации российских госпредприятий, были затем «отмыты» через разветвленную международную сеть фирм и фондов. Commerzbank, очевидно, имел в доверительном управлении часть активов предприятия, которое, в свою очередь, участвовало в российском концерне «Телекоминвест». Между участниками возник спор, в ходе которого, продолжает газета, «одна сторона выдвинула коррупционные обвинения в адрес российского министра телекоммуникаций Леонида Реймана».
Этот скандал не обошла своим вниманием и американская The Wall Street Journal. По данным издания, франкфуртская прокуратура, по словам ее официального представителя Дорис Меллер-Шой, проверяет сведения о том, что сотрудники Commerzbank помогали «некоторым людям, зарабатывавшим на сделках с российскими активами, легализовать эти средства с использованием подставных фирм и фондов». По версии The Wall Street Journal, речь идет о допэмиссии акций «Телекоминвеста», в результате которой доли государственных компаний в капитале «Телекоминвеста» были размыты. В конечном итоге контроль над «Телекоминвестом», изначально на 95% принадлежавшим двум подконтрольным государству компаниям, перешел к фирме First National Holding (FNH).
Суммарная доля госкомпаний в результате этих операций сократилась до 49%, а у FNH оказался 51% акций. Как пишет The Wall Street Journal, согласно документам, Commerzbank называл себя основным владельцем фирмы FNH, но, как показало расследование германских властей, настоящим владельцем FNH был датский юрист Джеффри Гальмонд. По данным газеты, он сам заявил, что Commerzbank действовал лишь в роли номинального держателя акций холдинговой компании, получившей контрольный пакет «Телекоминвеста», а полноправным владельцем этого холдинга является сам Гальмонд.
О схеме приобретения «Телекоминвеста» стало известно в ходе юридического спора вокруг 25%-ного пакета акций «Мегафона» между консорциумом «Альфа-Групп» и офшорным фондом IPOC, которым также владеет Джеффри Гальмонд. Представители этого фонда заявили, что кампании в западной прессе, касающиеся скандала вокруг «Телекоминвеста», инициированы российской «Альфа-Групп». Не исключает такого варианта и зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин: «Все должно проверяться и подвергаться сомнению, но я не исключаю этой версии. Это попытка убрать конкурентов. И, надо сказать, довольно серьезных конкурентов». При этом Илюхин отметил, что «для этого выбраны не очень достойные методы». «Конечно, этот спор надо было решать здесь, внутри России, используя судебную систему, правительственные и президентские структуры, – заявил «НГ» Илюхин. – Выплескивать это на страницы западных газет и дискредитировать российский бизнес – это неприлично».
Официальной информации о собственниках «Телекоминвеста» нет. В этой связи газета Frankfurter Rundschau отмечает, что «Телекоминвест» давно вызывает интерес экономических экспертов. Прежде всего потому, что бывшая государственная фирма в своей короткой истории указывает на известные имена. Например, «российского министра телекоммуникаций Леонида Реймана и супругов Владимира и Людмилу Путину». В начале девяностых годов, продолжает московский корреспондент газеты Флориан Хассель, «Рейман был вице-шефом государственной петербургской телефонной компании. В последующие годы советская телемонополия была разделена на многие фирмы. В этом процессе участвовали также иностранные инвесторы. Владимир Путин был в то время заместителем мэра Анатолия Собчака, отвечавшим за внешнюю торговлю и выдачу разрешений на такие смешанные предприятия».
«Телекоминвест», основанный в 1994 году, Frankfurter Rundschau называет одной из успешных фирм. Немецкое издание напоминает, что «Рейман был ее вице-директором. Представителем в Москве, по крайней мере в 1998-1999 годах, являлась Людмила Путина». На просьбу назвать источник информации о том, что Людмила Путина по крайней мере в 1998–1999 годах. возглавляла московское представительство упомянутой компании, Флориан Хассель ответил, что «источник не является закрытым». «Я взял эти данные из публикации Владимира Федорина в газете «Время новостей», которая появилась в номере от 18 мая 2001 года», – заявил «НГ» журналист.
В своем комментарии берлинская Welt отмечает, что «фамилия Реймана упоминается в следственных материалах» франкфуртской прокуратуры. Однако старший прокурор Дорис Меллер-Шой отказалась комментировать подобные утверждения. Что касается министра Реймана, заметила она, то хотя он, возможно, и является ответственным за действия, предшествовавшие отмыванию денег, но судить об этом дело российской юстиции.
В пресс-службе Мининформсвязи «НГ» заявили, что «комментировать бездоказательные утверждения не будут». «Если бы были указаны конкретные факты или предъявлены обвинения, был бы другой разговор, – заявили «НГ» в пресс-службе министерства. – В настоящее время все происходит на уровне досужих рассуждений, и предмета для комментариев нет». В ОАО «Мегафон» также предпочли дистанцироваться от скандала с «Телекоминвестом». Пресс-секретарь компании Марина Белашева заявила «НГ» следующее: «Мегафон» никаких заявлений по этому поводу не делал и делать не будет. Эта история касается наших акционеров, и мы не можем комментировать их действия».
Связаться с пресс-секретарем Людмилы Путиной Ренатом Авдеевым «НГ» не удалось: как нам сообщил дежурный Управления по пресс-службе и информации администрации президента РФ, это невозможно, «так как он находится в отпуске».
═
Иностранная пресса о деле Реймана
═
«Дейли телеграф», Великобритания
Коммерцбанк оказался главным объектом масштабного расследования, проводимого швейцарскими и германскими следственными органами на основании подозрений в отмывании российских государственных средств объемом в несколько миллионов евро. Следователи заставили вздрогнуть даже обитателей Кремля, так как почти добрались до круга приближенных президента РФ Владимира Путина. Действующий министр телекоммуникаций Леонид Рейман обвиняется в отмывании государственных средств через систему подставных компаний, которым занялся еще в середине 90-х, когда он и Путин были близкими друзьями в Петербурге.
═
«Интернэшнл геральд трибюн»
Германские следственные органы расследуют сложную финансовую систему, которая могла быть использована для отмывания вырученных от предположительно незаконной приватизации сумм в России в 1990-х годах. Следствие затронуло и один из крупнейших банков Германии – Коммерцбанк. Несмотря на то что расследуется прежде всего причастность (к отмыванию. – «НГ») немецких лиц, а не всего Коммерцбанка, следствие может затронуть и нынешнего министра телекоммуникаций РФ Леонида Реймана. Правда, Германия вряд ли станет предъявлять ему обвинения, пояснил анонимный источник. Чтобы предъявить обвинения, германским чиновникам, судебной власти сначала придется доказать, что отмытые деньги действительно были приобретены незаконным путем, а это потребует от них как можно глубже проникнуть в бесконтрольный мир российской политики и бизнеса.