Вчера Верховный суд России признал трех федеральных судей виновными в махинациях с московскими квартирами. Как сообщил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов, «двое судей Бутырского суда столицы – Василий Савелюк и Нина Ивченко, а также судья Бабушкинского районного суда Нина Мишина признаны виновными в преступном сообществе, созданном для совершения тяжких и особо тяжких преступлений с использованием судебного положения». В частности, как отмечается в установочной части приговора, суд установил вину обвиняемых в хищении чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, а также в вынесении заведомо неправосудных решений и судебных актов.
Во время вчерашнего заседания суд зачитал установочную часть приговора в отношении Нины Ивченко. Установлено, что она «в 1996 году вступила в сговор с главарем преступной группировки Алексеем Евстафьевым, который ранее был осужден Мосгорсудом за мошенничество на 12 лет лишения свободы, и вынесла ряд неправосудных решений, связанных со столичными квартирами».
По словам Одинцова, оглашение всего приговора по самому громкому в России делу с участием судей в качестве обвиняемых может занять не один день «из-за его большого объема». Согласно закону сначала суд огласит установочную часть приговора, затем постановочную и лишь в последнюю очередь назовет сроки наказания подсудимым.
Судей, процесс над которыми начался 21 сентября прошлого года, обвиняли в 80 эпизодах мошенничества с московскими квартирами, участии в преступном сообществе с использованием служебного положения, вынесении заведомо неправосудных решений и должностном подлоге. По данным следствия, судьи помогали группе мошенников под руководством Алексея Евстафьева. Преступники искали освободившиеся после смерти хозяев квартиры, на которые не претендовали наследники и которые должны были перейти в муниципальную собственность. После того как были собраны и подделаны все необходимые документы и найдены дальние родственники умерших, они обращались в суд с исками о восстановлении «срока на принятие наследства» и признании их права на освободившееся жилье. Иногда, если родственников не находили, квартиры оформлялись на подставных лиц или на самих участников преступной группы.
Обвиняемые судьи, как считает следствие, выносили заведомо неправомерные решения по делам в пользу преступников, зачастую без истцов и ответчиков, которыми по закону должны выступать представители муниципальных властей столицы. В общей сложности в период с 1997 по 1998 год, как следует из обвинительного заключения, аферисты присвоили себе 110 столичных квартир, общая стоимость которых на рынке составляет больше пяти миллионов долларов.
В 2001 году Гагаринский суд Москвы вынес приговор соучастникам Евстафьева за мошенничество с 14 квартирами, затем в 2004 году Московский городской суд признал их виновными еще по 96 эпизодам. Сам Евстафьев получил 12 лет заключения, другие участники группировки – от 9 до 10 лет каждый.
Прокурор, представляющий обвинение на процессе по делу судей, потребовал приговорить обвиняемых к длительным срокам лишения свободы: Ивченко – к 15 годам в колонии общего режима, Савелюка – к 12,5 годам в колонии строгого режима, а Мишину – к 12 годам в колонии общего режима. При этом он просил признать подсудимых виновными по всем инкриминируемым статьям. Что касается самих судей, то свою вину признала лишь Нина Ивченко. Она попросила суд при вынесении приговора учесть, что добровольно прекратила преступную деятельность в группе Евстафьева в апреле 1998 года.
Потерпевшей стороной в процессе выступает департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы. Вчера в пресс-службе департамента корреспонденту «НГ» отказали в комментариях по этому делу, сославшись на то, что «не было никаких указаний от руководства».