Сегодня Михаил Касьянов должен вернуться из отпуска. Как сообщила «НГ» пресс-секретарь экс-премьера правительства РФ Татьяна Разбаш, Касьянов планировал возвратиться в Москву 25 июля. «У меня нет информации, что он задержится», – сказала она вчера корреспонденту «НГ».
Возвращение бывшего премьера из отпуска происходит на очень неприятном для него информационном фоне. Складывается ощущение, что большинство наблюдателей всерьез ожидают, что как только Михаил Касьянов ступит на российскую землю в «Шереметьево» или «Домодедово», на него тут же наденут наручники. Причем подобные прогнозы делают не только противники, но и сторонники премьера.
Между тем процессуальный статус Касьянова в деле о даче «Сосновка-1» не изменился. Он не является ни обвиняемым, ни подозреваемым, ни даже свидетелем. Следственные органы пока не высказывали желания допросить экс-премьера: по словам Татьяны Разбаш, «в офис к нам не поступало никаких бумаг, уведомлений или приглашений». В качестве свидетеля по делу пока был допрошен только один высокопоставленный чиновник – бывший замминистра имущественных отношений РФ Николай Гусев, в ведении которого находился ФГУП «ВПК-Инвест».
О ближайших планах Касьянова люди из его окружения говорят: «Вернется к работе». А на вопрос «НГ», собирается ли экс-премьер по возвращении в Россию каким-либо образом разъяснить свою позицию по вопросу приватизации «Сосновки-1» и «Сосновки-3», Татьяна Разбаш ответила: «Он уже все сказал в своем официальном заявлении, сделанном в самом начале этой истории».
Напомним, что сразу после заявления Генпрокуратуры РФ о возбуждении уголовного дела по факту приватизации госдач в Троице-Лыково, Михаил Касьянов через своего пресс-секретаря сделал заявление, в котором сообщил, что за все годы нахождения на госслужбе не учреждал каких-либо коммерческих организаций, а после ухода из правительства его коммерческая деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством. Источник «НГ» из окружения экс-премьера, пожелавший остаться неназванным, считает, что Касьянову «нечего добавить к уже сказанному», но не исключил, что экс-премьер после возвращения из отпуска может «еще раз поднять эту тему». «Этот вопрос, возможно, будет обсуждаться, когда он вернется, – сказал наш собеседник. – Но в принципе ему нечего объяснять. Он четко дал понять, как оценивает ситуацию, и, насколько мне известно, его позиция не поменялась. По моим ощущениям, он себя чувствует достаточно уверенно».
Заместитель генерального прокурора Владимир Колесников охарактеризовал схему приватизации «Сосновки-1» и «Сосновки-3» следующим образом: «Как мне представляется, эта комбинация по отъему собственности началась с 22 января 2003 года с распоряжения, подписанного Касьяновым». Однако уголовное дело пока возбуждено только в отношении гендиректора ФГУП «ВПК-Инвест», продавшего «Сосновку-1» и «Сосновку-3». По словам Владимира Колесникова, следствием установлено, что «Гайсин, используя незаконные схемы передачи госсобственности, при активной и незаконной помощи ряда федеральных чиновников и самого бывшего председателя правительства Касьянова продали последнему... за символическую сумму в 11,5 млн. рублей имущественный комплекс «Сосновка-1» площадью почти в три гектара, чем причинили государственным интересам ущерб в особо крупном размере». Правомерность же приобретения экс-премьером в собственность объекта «Сосновка-1» следственными органами по-прежнему проверяется.
Между тем в минувший четверг в связи с делом Касьянова всплыла еще одна фамилия бывшего высокопоставленного чиновника – Константина Мерзликина. В правительстве Касьянова он был руководителем секретариата председателя правительства, а позже – руководителем аппарата правительства (сейчас экс-чиновник является заместителем руководителя компании «МК-Аналитика»). В одном интервью свидетель по делу Касьянова Николай Гусев сказал, что Мерзликин звонил ему по «кремлевке» в июне 2003 года и попросил доложить, «что сделано по распоряжению (о передаче «Сосновки-1» и «Сосновки-3» в распоряжение Минимуществу. – «НГ»). Еще раз, по словам Гусева, Мерзликин звонил ему «где-то через месяц-полтора: по-моему, в августе». «Впрямую ничего не говорилось, – утверждает Гусев. – Он лишь обтекаемо спросил о сроках исполнения».
Тем временем инициатор дела Касьянова депутат Александр Хинштейн на прошлой неделе направил новый запрос в следственные органы, касающийся двух других дач экс-премьера – в поселках Усово и Царское село. По словам депутата, он обратился в прокуратуру с целью выяснить, «на какие деньги и законно ли были приобретены эти дачи». Какое решение принято по новому депутатскому запросу, пока неизвестно.
═
ВЦИОМ о деле Касьянова
═
В опросе участвовали 1600 человек, представлявших 46 регионов страны. О факте возбуждения уголовного дела знают 66%, ничего о нем не слышали 28%. Наиболее информированными оказались жители мегаполисов – 82%, наименее – жители малых городов и сел, где лишь «большинство слышали об этом» (62–63%). Мнение о том, что обвинения против Касьянова носят чисто политический характер и связаны с его планами участвовать в президентских выборах, разделяют 14% опрошенных. 47% респондентов считают, что Касьянов действительно нарушал законы и злоупотреблял своим служебным положением. 30% опрошенных затруднились с ответом.