На сегодняшний день статус Михаила Касьянова в уголовном деле о приватизации дачи «Сосновка-1» остается неясным: обвинение ему так и не предъявлено. Сам экс-премьер, по словам его пресс-секретаря Татьяны Разбаш, по-прежнему намерен вернуться в Москву из зарубежного отпуска 25 июля. Пока непонятно и то, каким образом скажется на расследовании появление сведений о еще двух дачах экс-премьера на Рублево-Успенском шоссе.
Пока обвинение по делу о неправомерном приобретении госдачи предъявлено только руководителю ФГУП «ВПК-Инвест» (подразделение Минимущества) Рамилю Гайсину. О нем известно, что это уроженец города Абай Карагандинской области Казахстана, с декабря 2001 года гражданин России. Немного сведений попало в СМИ и о самом ФГУП «ВПК-Инвест», что неудивительно: официальную информацию об этой организации отыскать крайне трудно.
Однако дело Касьянова – не первый случай за последнее время, в котором упоминается таинственный ФГУП. В начале июля это название прозвучало в связи с задержанием подозреваемых в подрыве поезда Грозный–Москва. Появились сообщения, что один из задержанных, Михаил Клевачев, является сотрудником ФГУП «ВПК-Инвест». Позднее эта информация была опровергнута, а представители прокуратуры Московской области заявили, что Клевачев до последнего времени работал в ГУП «Гормост». Однако в некоторых СМИ сообщалось, что задержанный тем не менее не так давно все же работал в подразделении Минимущества, но уволился оттуда.
═
Кто вы, Рамиль Гайсин?
═
«НГ» попыталась выяснить, что представляет собой ФГУП «ВПК-Инвест» и являлся ли подозреваемый в подрыве поезда Михаил Клевачев сотрудником этой организации. Как рассказал источник «НГ» в Минимуществе, «ВПК-Инвест» всегда занимался – и, собственно, создан был для этого – сдачей в аренду федеральной собственности».
«С самого начала это в основном были объекты военно-промышленного комплекса – отсюда и название. Это оборонные предприятия – такие, как, например, завод «Салют» на проспекте Буденного в Москве. В Подмосковье объектами оборонки тоже занимались. Что касается регионов – в основном осваивали Краснодарский край. Это достаточно солидная контора: в аппарате изначально работали около ста человек», – утверждает собеседник «НГ».
«Главная функция «ВПК-Инвест» всегда была контрольная – проверять, правильно ли сдан в аренду тот или иной объект. То есть проверка надлежащего использования госимущества, – говорит источник в Минимуществе. – Если при проверке выяснялось о каких-то нарушениях, например, о сдаче объекта в аренду, что называется, втихую, то объекты после прохождения специально созданных комиссий и подписания актов передавались обратно Минимуществу. Затем «ВПК-Инвест» заключал договора аренды: если на срок меньше года – двусторонние, между ФГУПом и арендатором, а если больше года – то трехсторонние, между ФГУПом, Минимуществом и арендатором».
Наш собеседник не исключил, что Михаил Клевачев действительно мог являться сотрудником «ВПК-Инвест» до 2003 года. «Возможно, он состоял в штате контрольно-ревизионной группы, – рассказал источник «НГ». – Но осенью 2003 года у ФГУПа начались сложности. Насколько мне известно, оказалось, что с теми объемами земли, которая оказалась в субаренде у ФГУП, справиться непросто. К тому же подошел срок очередных платежей по налогам с этих земель – насколько мне известно, речь шла о сумме порядка 6 миллионов рублей. После этого они (руководство ФГУП. – «НГ») решили сократить штат. Уж трети сотрудникам точно предложили уволиться. А остальным урезали зарплату и различные надбавки. Тогда очень многие и потянулись оттуда, в том числе не исключено, что и Клевачев».
Добиться комментариев по поводу этой информации, равно как и по поводу предъявления обвинения руководителю «ВПК-Инвест», корреспонденту «НГ» не удалось. На все вопросы отвечала сотрудница, представлявшаяся «секретарем Леной» и утверждавшая, что «никаких распоряжений руководства касательно прессы» она не получала.
═
Стоит ли искать аналогии
═
Что касается сообщений о двух других дачах Михаила Касьянова, происхождение которых якобы тоже вызывает вопросы, то сведения о них, появившиеся в ряде СМИ, заинтересовали депутата Александра Хинштейна, с публикаций которого и началось дело Касьянова. «Я обратился с запросом в Генпрокуратуру о том, на какие деньги и законно ли были приобретены Касьяновым две другие дачи в Усове и «Царском селе» (элитный поселок. – «НГ»). У меня есть предварительная информация о не совсем легальной покупке этих объектов. И в этой истории есть криминальная составляющая», – утверждает Хинштейн.
«Пока я не готова давать комментарии по этому поводу, – сказала, отвечая на вопрос «НГ» касательно сообщений о двух новых дачах, Татьяна Разбаш. – Да, у него есть дача на Рублево-Успенском шоссе. Он в ней живет после того, как перестал быть премьером, и это не секрет – это дом в Ильинском. И он говорил об этом во всеуслышание, сам рассказывал, где он будет жить. Говорил, что они (Касьянов с семьей. – «НГ») купили дом и участок 60 соток».
Судя по всему, и этими двумя дачами придется заниматься следственной бригаде по так называемому делу Касьянова, которую по распоряжению первого замгенпрокурора России Юрия Бирюкова возглавил следователь по особо важным делам Владислав Смирнов. Именно он работал в том числе и по делу Леонида Невзлина (известно, что он входил в бригаду Юрия Буртового, расследовавшую эпизоды дела, связанные с убийствами).
Это назначение наряду с другими «говорящими» совпадениями (см. таблицу) стало поводом для многих экспертов заговорить об аналогиях в деле Касьянова и в деле ЮКОСа. По мнению заслуженного юриста России, бывшего зампрокурора Москвы Юрия Синельщикова, в первую очередь об этом «заставляет задуматься следующий вопрос: что, власти не знали раньше о дачах Касьянова?» «Спустя достаточно длительное время вдруг вспомнили про это дело, – сказал Синельщиков «НГ». – И это, безусловно, дает повод думать о том, что во власти наверняка есть люди, способные заинтересовать прокуратуру, но которых не трогают. Но как только такие люди уходят, их придерживают за такие дела, как на крючке».
═
Как развивались дело Ходорковского и дело Касьянова
═
Этапы дела═ | Михаил Ходорковский═ | Михаил Касьянов |
Возбуждение |
Дело Ходорковского формально началось с обращения в Генпрокуратуру депутата Госдумы, зампредседателя комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Юдина, который в своем депутатском запросе выразил сомнения в законности приватизации в 1994 году принадлежащего государству 20%-ного пакета акций ОАО «Апатит». |
Инициатором дела Касьянова стал депутат Госдумы Александр Хинштейн, который в своем депутатском запросе в Генпрокуратуру обвинил бывшего председателя правительства РФ в незаконном приобретении гособъектов «Сосновка-1» и «Сосновка-3» в районе Троице-Лыково. По результатам проверки 1 июля 2005 года было возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием). Фигурантом дела стал гендиректор ФГУП «ВПК-Инвест» Рамиль Гайсин, который, по версии следствия, являясь оператором Мингосимущества по продаже объектов госсобственности, участвовал в процессе покупки дачи экс-премьером. |
Аресты в окружении |
В рамках уголовного дела, возбужденного по запросу Юдина, 2 июля 2003 года был арестован председатель совета директоров ЗАО МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев. Позже ему предъявили обвинения по семи статьям УК РФ. Ранее под стражу также был взят сотрудник службы экономической безопасности НК ЮКОС Алексей Пичугин, которого обвинили в организации убийства и покушении на убийство. |
В отношении людей из окружения Касьянова уже возбуждались уголовные дела. Так, в ноябре 2004 года был арестован замглавы департамента Минфина Денис Михайлов, которому было предъявлено обвинение в получении взятки в крупном размере и разглашении гостайны. Фигурантом другого дела, касающегося погашения долга бывшего СССР перед Чехией, ранее стал бывший замминистра финансов и экс-глава долгового департамента Минфина Сергей Колотухин. 30 сентября 2004 года прокуратура Центрального АО Москвы возбудила в отношении него уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Колотухин сейчас находится за границей. |
Эмигрировать или вернуться? |
В связи с обысками в структурах, близких к ЮКОСу, Михаил Ходорковский 6 октября 2003 года дает пресс-конференцию, на которой заявляет: «Если стоит задача меня выпихнуть из страны или посадить, тогда надо сажать. Политэмигрантом я не буду». |
Михаил Касьянов в настоящее время находится в отпуске за границей и, по сообщению его пресс-секретаря Татьяны Разбаш, вернется в Москву не раньше 25 июля. Между тем директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что давление на Касьянова «достигнет такой интенсивности, что ему придется бежать из страны. И, безусловно, он получит политическое убежище за границей». |
Что дальше? | 25 октября 2003 года Михаил Ходорковский задержан в новосибирском аэропорту Толмачево и доставлен в Москву, где Басманный суд санкционировал его арест. Ему были предъявлены обвинения по семи статьям УК РФ, в том числе по ч. 3 статьи 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием). |
Михаил Касьянов до сих пор не фигурирует в уголовном деле ни в каком процессуальном качестве. |