Сегодня во Владимирской области состоятся похороны пятерых погибших в автокатастрофе на 98-м километре автотрассы Москва–Санкт-Петербург в минувшую среду. В последний путь проводят директора ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ) РАСХН Виталия Котлярова (р. 1939), его заместителей Игоря Хухорева (р. 1960) и Сергея Зорина (р. 1954), заведующего лабораторией Николая Лагуткина (р. 1932) и водителя разбившейся «Газели» Романа Митяева (р. 1978). «Котлярова, Хухорева и Лагуткина похоронят в Покрове (там расположен ВНИИВВиМ. – «НГ»), водителя – в соседнем поселке по месту прописки, а Зорина во Владимире, – сказали корреспонденту «НГ» в институте. – Он служил в УФСБ области, его семья живет в областном центре».
«Для нас это невосполнимая потеря, – заявил вчера корреспонденту «НГ» академик – секретарь отделения ветеринарной медицины РАСХН Анатолий Смирнов. – Котляров – крупный ученый-микробиолог, он многие годы занимался листериозом (заболевание, поражающее центральную нервную систему не только животных, но и людей. – «НГ»), разработал вакцины, диагностику и внес в это направление науки неоценимый вклад». По словам академика, возглавив в 2000 году институт, Котляров проявил также блестящие организаторские способности. «Его заслуга в том, что в течение последних пяти лет НИИ сохранен как институт, в нем работают около 600 человек, практически ни одного такого НИИ у нас не осталось», – рассказал Анатолий Смирнов. По его словам, это единственный НИИ, который имеет крупную аспирантуру, хорошо поставленное опытное промышленное производство вакцин, сывороток и других препаратов.
«В лице профессора Лагуткина мы потеряли крупнейшего российского корифея вирусологии, – считает академик Анатолий Смирнов. – Много лет он занимался проблемами гриппа птиц. Это проблемы мирового масштаба. Недавно они выносились на обсуждение двух академий – нашей и Академии медицинских наук, с основным докладом здесь выступал профессор Лагуткин. Я боюсь, что не смогу перечислить все его ученые звания и титулы – он доктор ветеринарных наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии».
ВНИИВВиМ был создан в 1958 году для разработки средств и методов защиты от особо опасных инфекционных болезней, чем занимается и в нынешнее время.
По какой нужде институтская «Газель» оказалась на 98-м километре автотрассы Москва–Санкт-Петербург и что там с ней произошло? «Насколько я знаю, они ехали в одно из хозяйств Тверской области, везли для испытаний новую вакцину против чумы свиней, – рассказал корреспонденту «НГ» академик Анатолий Смирнов. – Случилось все средь бела дня (в 14.50. – «НГ»). На их полосу выскочил «КамАЗ» с краснодарскими номерами и начал неожиданно разворачиваться. Уйти от удара водитель не успел».
Пресс-секретарь УФСБ по Владимирской области Ольга Шошина подтвердила, что в автокатастрофе погиб сотрудник управления Сергей. По данным управления, погибший более 22 лет отдал службе в органах госбезопасности, награжден орденом Почета и медалями. В УФСБ сообщили, что Сергей Зорин «погиб при исполнении служебных обязанностей». Что в конкретном случае входило в его обязанности? «Мы не можем пока дать такой информации», – заявила Ольга Шошина.
Ситуацию прояснили в приемной погибшего Котлякова. «Недели две назад Зорин был назначен заместителем директора института и ехал вместе со всеми в служебную командировку в Завидово».