Такой клетки для подсудимых в Москве еще не было.<
Вчера в Никулинском суде Москвы начались слушания дела «декабристов». Именно так теперь называют активистов Национал-большевистской партии, которые обвиняются в захвате общественной приемной администрации президента РФ на Ильинке 14 декабря 2004 года. На скамье подсудимых 40 членов НБП, всем им предъявлено обвинение по ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки). Лидер НБП Эдуард Лимонов заявил «НГ» в суде: «Я не сомневаюсь, что приговор будет обвинительным. Вопрос только в том, какие сроки получат наши товарищи».
Партийцам Лимонова – эксклюзивная клетка
Дело лимоновцев рассматривает Тверской суд Москвы, однако в связи с большим количеством подсудимых слушания проходят на выездном заседании в Никулинском суде, где места побольше. На скамье подсудимых 40 активистов НБП (среди них 9 женщин и 7 несовершеннолетних), 39 из них находятся под стражей. Еще один – под подпиской о невыезде. Специально для этих слушаний в зале Никулинского суда собрали огромную клетку, состоящую из трех секций. Две мужские и одна женская. Вчера не удалось выяснить, кто и по чьему заказу изготовил такой внушительный «вольер». Между тем, как оказалось, жестких стандартов на этот счет не существует. Клетки для подсудимых могут быть площадью от 2–3 квадратных метров, где люди сидят в один ряд, до больших, рассчитанных на 15–20 человек, размещенных в 2–3 ряда. Как пояснил «НГ» один из судебных приставов, «размер клетки сильно зависит от размера зала заседаний. Кроме клетки подсудимых, там должны поместиться прокуроры, адвокаты, родственники и пресса».
Заседание началось в 11.50. Адвокаты и подсудимые заявили ходатайства с просьбой разрешить фотосъемку, видеозапись и допустить на процесс общественных защитников. Назывались имена депутатов Виктора Илюхина и Ивана Мельникова. Эти ходатайства вызвали протест со стороны гособвинения и потерпевшей стороны. Аргументы сводились к тому, что фото- и видеосъемка будут мешать ходу процесса, а «привлечение общественных защитников необязательно, так как у подсудимых уже имеется достаточная юридическая поддержка, а у депутатов много других дел». Заявления о готовности парламентариев участвовать в процессе в любое время эффекта не возымели. Судья Алексей Шиханов отклонил все ходатайства.
После заявления всех ходатайств гособвинитель зачитал обвинительное заключение. «Учинив массовые беспорядки, с погромом и порчей имущества, они грубо нарушили общественный порядок, пренебрегая общепринятыми нормами поведения, препятствуя сотрудникам приемной выполнять свои обязанности», – заявил представитель прокуратуры. Имущественный ущерб представители администрации президента оценили в 400 с лишним тыс. рублей. Никто из подсудимых не признал своей вины. «Массовые беспорядки в пределах одного кабинета – это абсурд», – один за другим заявляли лимоновцы.
Ранее прокуратура Москвы предъявила активистам НБП обвинение в попытке насильственного захвата власти, порче имущества и вандализме. Однако позже переквалифицировала их действия и предъявила обвинение по ст. 212 УК РФ, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет.
Лидер НБП Эдуард Лимонов заявил корреспонденту «НГ», что он уверен в обвинительном характере приговора. «Можно говорить только о сроках, – уточнил Лимонов. – У нас в стране нет прецедентного права, но судья наверняка будет ориентироваться на приговор Мосгорсуда по делу о захвате приемной Минздрава. Так что, думаю, речь будет идти о 3–5 годах».
Тем временем на Большой Дмитровке
Когда в Никулинском суде начинался процесс, активисты Авангарда Красной Молодежи совместно с представителями молодежной организации «Белый Фронт» попытались провести под стенами здания Генпрокуратуры на Большой Дмитровке пикет в поддержку подсудимых. И даже намеревались разбить здесь палаточный лагерь, но префектура ЦАО, по словам организаторов акции, не дала на это разрешения. Но 20–25 молодых людей все-таки пришли к зданию прокуратуры. Пикетчики успели только пройти к парадному и развернуть плакаты и флаги. Лозунги «Свободу политзаключенным!» соседствовали с плакатами, на которых был изображен большой омоновец и стоящая напротив него маленькая девочка. Уже через несколько минут милиционеры отобрали у протестующих плакаты, рассадили по служебным автобусам и развезли по разным отделениям милиции.
Позднее один из задержанных, Алексей Радов, представившийся координатором акции, рассказал нам по телефону, что он и еще пять его товарищей находятся в 10-м отделении милиции. «Пока еще протоколов об административном правонарушении не составили, но, как я предполагаю, мне будут инкриминировать организацию несанкционированного митинга, а моим товарищам – участие в нем», – сказал Радов. По его словам, ни по дороге, ни в самом отделении милиции пикетчиков не били. Сами участники акции объясняют это тем, что «к делу не подключили омоновцев». «Они (омоновцы. – «НГ») повыскакивали из автобуса с дубинками наперевес и были уже готовы на нас поупражняться, но к этому моменту милиционеры уже начали спокойно рассаживать ребят по автобусам», – рассказал один из задержанных вместе с Радовым пикетчиков.