Очередные, девятые президентские выборы в Исламской Республике Иран прошли 17 и 24 июня. Впервые иранцы выбирали главу государства в двух турах голосования. В выборах приняло участие большинство населения страны, откликнувшееся на призывы светских и религиозных лидеров проявить максимальную активность.
Президент Ирана не столь самостоятелен, как его коллеги в России или США. Например, он не является главнокомандующим, эта функция возложена на рахбара (духовного лидера Ирана). Президент как бы находится под постоянным контролем рахбара, при согласии которого меджлис (парламент) может и сместить президента.
Согласно официальным данным, в избрании президента приняли участие около 60% избирателей, обладающих правом голоса, то есть достигшие 15-летнего возраста. Иранские политики прекрасно понимают, что молодежь, составляющая сегодня большинство населения страны, является наиболее активной социальной силой, и потому всегда стараются заручиться ее поддержкой.
Из тысячи кандидатов, пожелавших стать президентом, к выборам были допущены только восемь. Из них только двое смогли продолжить борьбу во втором туре. Это 71-летний аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани, бывший президентом Ирана с 1989 по 1997 г., и 49-летний мэр Тегерана Махмуд Ахмади Нежад, который и одержал неожиданную для многих победу.
Эта победа вызвала в некоторых политических кругах Ирана и за его пределами естественный шок. Во многих СМИ заговорили даже о реставрации учения аятоллы Хомейни в его наиболее жестких религиозных формах. Оппоненты Ахмади Нежада вспомнили, что за два года управления Тегераном он стал известен как исламский ультраконсерватор. Мэр запретил наружную рекламу с зарубежными поп-звездами, ужесточил нормы одежды для муниципальных служащих, закрыл сети ресторанов фаст-фудов (вредных для здоровья даже по американским стандартам), ввел раздельные лифты для мужчин и женщин в государственных учреждениях.
Все это было расценено оппонентами и критиками Ахмадинежада как символическое крушение демократических надежд иранского народа на обретение свободы. Но что же произошло в Иране на самом деле? Почему так всполошились многие политики? Чем и кому опасен Ахмади Нежад? И вообще что это за "мракобес", которого испугались даже некоторые влиятельные аятоллы?
Важно отметить, что до нынешних президентских выборов иранские политологи оценивали Ахмади Нежада как "радикального консерватора и истинного приверженца политического курса аятоллы Али Хаменеи". Мэр Тегерана практически не принимал активного участия в политической деятельности, а тем более не предлагал конкретных программ развития государства, не говоря уже о разработке его внешнеполитического курса.
Сейчас в Иране, похоже, произошла кардинальная смена власти. От старой элиты, состоящей из участников исламской революции 1979 г., давно утратившей свой боевой пыл и погрязшей в заботах о собственном благополучии, власть перешла к новой генерации "революционеров". Они, вероятно, искренне верят в свою способность изменить в лучшую сторону жизнь своей страны и всех иранцев, многие из которых живут достаточно бедно.
Именно эти люди в основном и поддержали Махмуда Ахмади Нежада, который вновь озвучил ряд революционных лозунгов об исламских идеалах добра и социальной справедливости, ради которых простые иранцы некогда восстали против шахского режима. Ведь исламская революция совершалась, как говорил имам Хомейни, во имя освобождения "угнетенных и обездоленных" и их же руками. Народ с готовностью проголосовал за Ахмади Нежада, поскольку он выходец из семьи кузнеца, что делает его "своим" в глазах простых иранцев в отличие от чуждого для народа богатого аятоллы Рафсанджани. Даже несмотря на то что Рафсанджани, принадлежащий к высшему мусульманскому духовенству, был соратником Хомейни и многое сделал для престижа Ирана, выборы он проиграл.
Есть мнение, что Ахмади Нежад одержал победу благодаря поддержке армии и ряда силовых структур, в которых много молодых и честолюбивых людей, а также при поддержке самого рахбара - аятоллы Али Хаменеи. Нельзя забывать, что Ахмади Нежад победил на выборах не просто сильного конкурента, но представителя влиятельнейшего духовенства и главу "Совета по определению целесообразности принимаемых решений", который является фактически высшим политическим органом в Иране. Конечно, он не мог сделать это самостоятельно, что дает основание задуматься о многом┘
В частности, и о том, почему все-таки система не поддержала клерикальных кандидатов? Ответы на этот вопрос мы, видимо, получим позже.
Пока же Ахмади Нежад заявляет, что хочет построить в Иране "образцовое исламское общество". "Мы одна нация и одна большая семья, - говорит он. - Мы должны помочь друг другу. Сегодня наша главная цель - построить образцовую, передовую и могущественную исламскую страну".
Выборы президента Ирана продемонстрировали способность сложившейся исламской республиканской системы к саморегуляции в кризисных для нее ситуациях, к освобождению от старых элементов и заменой их новыми. Естественно, что теперь в правительстве Ирана произойдут существенные кадровые перестановки, но принципиальных изменений система себе не позволит, ибо они вредны для ее существования. Потому напрасны опасения, что в стране к власти придут религиозные мракобесы и наступит клерикальный произвол, а тем более "фашистский режим" в исламском обличии, чем порой пугают противники Ахмади Нежада, теряющие контроль над властью.
Из досье "НГР"
Махмуд Ахмади Нежад родился в 1335 году по иранскому календарю (1956 г.) в городе Гярмсар (провинция Земнан). Окончил Тегеранский университет по специальности "городское благоустройство" и получил степень доктора технических наук. Некоторое время работал журналистом. В годы ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) Ахмади Нежад добровольцем пошел в армию. Был инструктором в ополчении "Басидж". После войны закончил магистратуру Тегеранского университета. В 1990-е годы Ахмади Нежад четыре года занимал пост заместителя, а затем и префекта городов Маку и Хой, после чего стал губернатором провинции Ардебиль. В начале 2004 года Исламский совет Тегерана избрал Ахмади Нежада мэром столицы.