Суд над участниками захвата президентской приемной и решение Мособлсуда о запрете партии стали серьезными ударами по движению национал-большевиков.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В Никулинском суде Москвы вчера прошли предварительные слушания уголовного дела в отношении 39 активистов Национал-большевистской партии (НБП), ворвавшихся 14 декабря прошлого года в здание общественной приемной администрации президента России на улице Ильинка. Всем участникам акции прокуратура Москвы предъявила обвинения по ч. 2 ст. 212 УК РФ (участие в массовых беспорядках). Лимоновцам грозит от трех до восьми лет лишения свободы.
Как рассказал «НГ» в перерыве заседания адвокат нескольких подсудимых Дмитрий Аграновский, на предварительных слушаниях решается ограниченный круг вопросов. «Закон позволяет подать нам ряд ходатайств, в частности, об исключении недопустимых доказательств, об изменении меры пресечения и о возвращении дела в прокуратуру, что мы и сделали, – сказал Аграновский. – Кроме того, должен решиться вопрос о дате начала слушаний по существу».
Напомним, что все подсудимые нацболы были задержаны 14 декабря 2004 года, в годовщину смерти Андрея Сахарова, во время митинга в защиту Конституции возле общественной приемной администрации президента РФ. 39 активистов НБП ворвались в здание и забаррикадировались в одном из кабинетов на первом этаже. Они развернули в окне плакаты и начали выкрикивать в открытую форточку лозунги. Спустя полчаса участников акции задержали. На следующий день прокуратура Москвы предъявила лимоновцам обвинение по ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти), ст. 167 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества) и ст. 214 УК РФ (вандализм). Однако затем действия нацболов были переквалифицированы на «участие в массовых беспорядках».
Как отмечают в прокуратуре Москвы, подсудимые «грубо нарушили общественный порядок, пренебрегая общепринятыми нормами поведения, устроили массовые беспорядки, препятствуя сотрудникам приемной выполнять свои обязанности». По мнению следователей, своими действиями члены НБП «дестабилизировали нормальное функционирование государственного учреждения». Адвокаты лимоновцев считают, что обвинение неадекватно совершенному ими поступку, а сам захват приемной президента называют «символическим».
Первоначально планировалось, что процесс над лимоновцами будет проходить в Тверском суде Москвы. Однако, как утверждает Аграновский, «там не нашлось залов, способных вместить такое количество обвиняемых». В Никулинском суде, по словам адвоката, все 39 подсудимых сидят в клетке. «Они сидят в большой клетке, метров 15 квадратных, не меньше, разделенной перегородкой, – рассказал «НГ» адвокат. – Девушки – отдельно, молодые люди – отдельно». По словам Аграновского, происходящее в Никулинском суде – «впечатляющее и одновременно удручающее зрелище». «Я их всех вместе вижу в первый раз, – пояснил «НГ» Аграновский. – И на меня очень тягостное впечатление произвело, когда они по очереди вставали и говорили: «Студент Академии финансов и права», «Аспирант МГУ», «Студент МГУ»...».
Удивили адвоката и меры безопасности, принятые возле здания суда. «Процесс проходит довольно спокойно, но меня очень удивило, что на третьем этаже возле зала суда стоят милиционеры с овчарками, – рассказал «НГ» Аграновский. – Само здание тоже под усиленной охраной, везде милиция, автобусы с ОМОНом в сторонке стоят».