По предварительным данным, причиной схода с рельсов в ночь на понедельник 11 вагонов с углем в Томской области стало разрушение подшипника колесной пары одного из вагонов. «Разрушение подшипника колесной пары привело к разрыву сцепки между 28 и 29-м вагонами состава», – сообщили в пресс-службе Главного управления МЧС России по Томской области. По словам начальника службы по связям с общественностью Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александра Варющенкова, вчера на месте ЧП работала специальная комиссия ЗСЖД, которая должна сделать окончательные выводы о причинах аварии. Варющенков подчеркнул, что жертв и пострадавших в результате этого ЧП не было. Между тем это ЧП стало уже третьей крупной железнодорожной аварией за последние две недели. И во всех трех случаях с рельсов сходили вагоны товарных составов.
По данным ГУ МЧС по Томской области, авария произошла около 0.30 по московскому времени на участке Тайга–Томск Западно-Сибирской железной дороги. Первые 29 вагонов железнодорожного состава не были повреждены, их отбуксировали на станцию Томск–2. Из 11 опрокинувшихся вагонов удалось поднять и отправить на станцию назначения только два. Остальные 9 вагонов с углем вчера оставались на месте ЧП.
По информации пресс-службы томского управления МЧС, к 9.00 по московскому времени железнодорожное полотно на перегоне Тайга–Томск, где произошла авария, было восстановлено. Однако к этому времени все еще была нарушена контактная электрическая сеть, поэтому пока там не могут двигаться электровозы, которые сопровождают поезда дальнего следования. Так, фирменный поезд Москва–Томск через перегон Тайга–Томск вчера провел тепловоз.
Предыдущее подобное ЧП произошло немногим меньше недели назад – 21 июня. Тогда на железнодорожное полотно на перегоне Лазаревское–Водопадное близ Туапсе с рельсов сошло 18 вагонов грузового состава, три из которых оказались в море. Жертв и пострадавших не было, однако график движения пассажирских поездов был нарушен. Тогда в районе вокзала собрались тысячи пассажиров с задержанных поездов. Сочинская транспортная прокуратура начала проверка по факту аварии.
А 15 июня в Зубцовском районе Тверской области сошли с рельсов 26 цистерн с мазутом, из которых пролилось 200 тонн мазута. Произошло загрязнение почвы и акватории близлежащих рек на площади около 3,2 квадратных километра. По словам губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, для устранения последствий аварии нефтеналивного поезда под Ржевом потребуется более месяца. А экологический ущерб, по мнению главы области, превышает 100 миллионов рублей.
В Департаменте общественных связей ОАО «РЖД» вчера не смогли прокомментировать эти события. Ни первый заместитель начальника Департамента по связям с общественностью ОАО «РЖД» Елена Никитенко, ни и.о. начальника пресс-службы Наталия Акафьева вчера не ответили на вопрос корреспондента «НГ», проводилась ли компанией проверка по фактам железнодорожных аварий в Тверской области и Краснодарском крае и каковы их итоги, а также проводилась ли ОАО «РЖД» оценка износа инфраструктуры железных дорог.
Из прогноза техногенных чрезвычайных ситуаций МЧС России на 2004–2005 гг.
«...При сохранении существующих темпов роста грузооборота сохранится тенденция стабилизации количества аварий на уровне средних (за последние 4 года) на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов (1–2% общего количества ЧС и количества пострадавших). Основной причиной крушений и аварий на железнодорожном транспорте являются нарушения технологии ремонта и обслуживания технических средств железных дорог (50% приходится на путь, 43% – на подвижной состав), в 60–70% таких случаев присутствует «человеческий фактор».
Снижения аварийности при существующем уровне износа оборудования можно достичь за счет снижения доли организационных причин аварий, которая, в частности, при перевозке опасных грузов составляет 57%.
Наибольшее количество ЧС на железнодорожном транспорте ожидается в мае–июле, на морском – октябре–ноябре, автомобильном – июле–августе, на авиационном – в августе...»