В отличие от Михаила Ходорковского, который обжаловал приговор Мещанского суда, Платон Лебедев этого делать не стал. Как говорится в его заявлении в Мосгорсуд, содержание оглашенного приговора не соответствует копии полученного им текста. Лебедев не намерен «создавать дальнейшую иллюзию легитимности происходящего» и заявляет, что будет иметь дело только с Верховным судом РФ, Европейским Судом по правам человека, а также с Конституционным Судом РФ.
У Ходорковского – свое отношение к происходящему. Обжалуя вердикт Мещанского суда, он подчеркнул в своем заявлении, что «никакой политический заказ не может служить основанием для вынесения неправосудного приговора, основанного на абсурдном толковании закона, предположениях, необоснованных умозаключениях и даже прямой фальсификации». Ходорковский считает, что «беззаконные прецеденты, созданные приговором по делу ЮКОСа, необходимо разрушить, пока они сами не разрушили окончательно правовую систему страны».
Адвокат Лебедева Владимир Краснов настаивает на том, что решение экс-главы МФО МЕНАТЕП отказаться от обжалования приговора – «абсолютно продуманная позиция, аргументация которой проработана с защитой». «Это не импульсивный поступок, а спокойное и выверенное решение, – заявил «НГ» адвокат. – Было бы ошибочно рассматривать его как некий жест отчаяния. Лебедев взвешенно и трезво подходит к оценке ситуации и в заявлении выразил свое принципиальное отношение к нашему правосудию».
По словам Краснова, после получения копии приговора Лебедев попросил своих защитников сверить полученный им текст с расшифровкой аудиозаписи оглашенного в суде приговора. «В результате мы обнаружили десятки примеров, когда куски приговора, звучавшие в заседании, отсутствовали в тексте приговора и наоборот», – рассказал «НГ» адвокат. Владимир Краснов отказался сообщить, какие именно детали, оглашенные в суде, отсутствуют в копии приговора, сказав, что «об этом мы будем вести речь в свое время, когда окончательно изучим и сверим все документы – протоколы, аудиозаписи и приговор».
При этом адвокат подчеркнул, что «непринципиальных моментов в приговоре не бывает». «Дело даже не в том, что этот пропуск что-то добавляет или что-то умаляет в доказательствах, – заявил «НГ» Краснов. – Речь о том, что есть жесткие требования к постановлению приговора. Приговор суда – процессуальный документ, и он должен быть выверен и точен, как того требует закон. Текст приговора должен до запятой соответствовать тому, что мы услышали». В противном случае, по словам адвоката, возникает целый ряд принципиальных вопросов, касающихся системы нашего правосудия. «Я бы хотел понять: почему в приговоре нет какого-то абзаца, который мы слышали? – говорит Владимир Краснов. – То есть с приговором работали и после 16 мая, уже после того, как его начали оглашать? А как быть с тайной совещательной комнаты?»
Между тем отказ Лебедева от обжалования приговора не повлияет на рассмотрение Мосгорсудом кассационной жалобы адвокатов экс-главы МФО МЕНАТЕП. Как пояснил «НГ» адвокат Лебедева Константин Ривкин, кассационная жалоба адвокатов в Мосгорсуде будет рассматриваться в надлежащем порядке. «Защита продолжает работать над дополнениями к нашей кассационной жалобе, и в дальнейшем мы будем представлять интересы Лебедева в вышестоящей инстанции, – сообщил «НГ» адвокат. – Сам Лебедев участвовать в процессе не будет и подавать жалобу лично от себя тоже не будет. Законом это предусмотрено. Он реализовал свое право отказаться от обжалования приговора». При этом Константин Ривкин отметил, что Лебедев не намерен отказываться от участия в разбирательствах только в Верховном суде РФ и Европейском суде по правам человека, а также продолжать диалог с Конституционным Судом РФ. «В Верховный суд мы, с вероятностью в 99 процентов, обратимся в порядке надзора за приговором. Относительно Конституционного суда у Лебедева есть ряд интересных соображений в связи с вынесенным приговором, и сейчас мы над этим работаем», – сообщил «НГ» адвокат.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский свое право отказаться от обжалования приговора в Мосгорсуде реализовывать не стал. Он подал свою кассационную жалобу 16 июня. «Я считаю приговор Мещанского суда подлежащим отмене по основаниям, изложенным в жалобах моих адвокатов, и прошу этот приговор отменить в связи с отсутствием моей вины в совершении преступлений, в которых я признан виновным», – говорится в этом документе. В своей жалобе Ходорковский высказал отношение к процессу в Мещанском суде и попросил кассационную инстанцию не разрушать «репутацию российского правосудия». «Обжалуя настоящий приговор, я считаю крайне важным, чтобы судебная власть в лице кассационной инстанции своим определением в кратчайшие сроки дала понять вышестоящим кремлевским чиновникам и обществу, что никакой политический заказ не может служить основанием для вынесения неправосудного приговора... Пусть это не скажется на моей судьбе, которая определяется в других кабинетах, но беззаконные прецеденты, созданные приговором по делу ЮКОСа, необходимо разрушить, пока они сами не разрушили окончательно правовую систему страны, репутацию России и ее правосудия... Хочу еще раз подчеркнуть – речь не только и не столько обо мне и Платоне Лебедеве, речь о репутации российского правосудия, о существовании цивилизованной системы права у нас в стране в принципе», – говорится в жалобе экс-главы ЮКОСа.