Во второй половине 2005 года Генеральная прокуратура РФ намерена провести комплексную проверку объектов электроэнергетики страны. «Проверка будет проходить с участием прокуроров субъектов РФ и с привлечением специалистов объектов энергетики. Будет проверяться исполнение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности эксплуатации, предотвращение аварий и техногенных катастроф», – заявил вчера замгенпрокурора Владимир Колесников на заседании комитета Госдумы по безопасности, где рассматривались причины и последствия энергокризиса в столичном регионе. Колесников также дал понять, что перспективной задачей прокуратуры является и проверка использования финансовых ресурсов РАО «ЕЭС». На вопрос депутата Виктора Илюхина, известно ли правоохранительным органам, куда идут финансовые потоки компании, замгенпрокурора ответил: «Мы разберемся».
Колесников сообщил депутатам, что в прошлом году Генпрокуратура с участием прокуроров 19 субъектов РФ, военных прокуроров провела проверку на атомных электростанциях. В результате этой инспекции внесено более 750 представлений в адрес руководителей проверенных объектов, 100 должностных лиц получили предостережения о недопустимости нарушений закона, возбуждены свыше 100 административных производств в отношении должностных лиц и 19 уголовных дел. В целом ситуацию с безопасностью на атомных станциях замгенпрокурора назвал неблагополучной.
Особое внимание Колесников обратил на то, что «в условиях акционирования предприятий экономические стимулы доминируют в ущерб решению вопросов безопасности, наблюдается также снижение уровня компетентности и квалификации руководителей предприятий». «Интересы получения возрастающей прибыли становятся главными, оттесняя на второе, а то и на третье место предупреждение и противодействие угрозам безопасности, создаваемым деятельностью чрезмерно корыстных или некомпетентных руководителей», – посетовал замгенпрокурора.
Обращаясь к руководителям РАО «ЕЭС России», которые также принимали участие в заседании, Колесников сказал: «Вас неоднократно предупреждало руководство Москвы – есть слабые места, примите меры. Никакие меры не принимаются». По его словам, в ходе изучения причин энергокризиса «будет подвергнуто самой тщательной проверке то, что получала система (РАО «ЕЭС России». – «НГ») и куда все это направлялось».
Представитель РАО «ЕЭС России», руководитель комиссии по расследованию причин аварии Виктор Паули остановился на вопросах, связанных с восстановлением энергообеспечения. По его словам, пуск оборудования произошел своевременно и качественно, «без производственных браков, без вторичных аварий и в оптимальные сроки». А говорить о причинах кризиса, по мнению Паули, в настоящее время «неполиткорректно, так как комиссия продолжает работать в режиме день и ночь».
Член правления РАО «ЕЭС» России Леонид Гозман, которого журналисты попытались расспросить о финансовых последствиях аварии 25 мая, не ответил ни на один вопрос. Он не назвал ни суммы ущерба, предъявляемой компании пострадавшими, ни результатов работы внутренней комиссии РАО по расследованию причин катастрофы. Гозман также не стал говорить, каким образом энергетики будут компенсировать ущерб – добровольно или только после судебных решений, заметив только, что все подобные процессы будут проходить «в полном соответствии с российским законодательством».