Отказ экс-главы Минатома Евгения Адамова на добровольную экстрадицию в Россию сделал еще более неясными судебные перспективы этого дела. В заявлении Адамова, переданном им через швейцарского адвоката Штефана Веренберга, также говорится о его отказе от упрощенной экстрадиции в США. Таким образом, судебное рассмотрение дела откладывается до 30 июня (последний срок подачи документов американской стороной) – если до этого времени американцы все же не потребуют выдачи российского атомщика. Такое «повисание ситуации» снова заставило общественность задуматься о готовности экс-министра договориться с американскими властями и пойти на так называемую «сделку с правосудием» – институт, гарантирующий подозреваемому смягчение наказания в обмен на определенные показания или признание вины.
«При всем уважении я отказываюсь от упрощенной экстрадиции, будь то в Россию или в США, – говорится в заявлении Евгения Адамова, копия которого оказалась в распоряжении «НГ». – Мой арест, произведенный по указанию Соединенных Штатов, был незаконным. Я намерен покинуть тюрьму как свободный человек, вернуться на родину свободным человеком, а затем, как свободный человек, бороться в любом суде против безосновательных обвинений, выдвинутых против меня».
В то же время, по словам российского адвоката экс-главы Минатома Тимофея Гриднева, его доверитель выражает «огромную благодарность России, которая предпринимает все возможные шаги для возвращения его на родину». Что касается самого отказа на экстрадицию в Россию (запрос на нее власти Швейцарии получили 17 мая, основанием стал выданный Басманным судом Москвы ордер на арест), то Гриднев отказался комментировать «НГ» связанные с этим юридические аспекты.
По словам юриста Центра содействия Международной защиты Романа Карпицкого, «сделка с правосудием» – узаконенная процедура смягчения наказания. «Сторона защиты и сторона обвинения обговаривают заранее, какое наказание будет в случае дачи обвиняемым признательных показаний, – пояснил Карпицкий корреспонденту «НГ». – В ходе судебного разбирательства стороны уже знают, каким будет приговор и срок. Обычно дается по минимуму. Подобные процедуры предусмотрены в разных странах. В нашей уголовно-процессуальной системе существует упрощенный порядок судопроизводства. В случае, если преступление относится к малой или средней тяжести и подсудимый признал свою вину, в суд не вызываются свидетели. А суд не может назначить наказание, более суровое, чем 2/3 от максимального».