Вот и пришлось Анатолию Борисовичу впервые в жизни столкнуться с темным экраном.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Вполне можно говорить о недостаточном внимании РАО «ЕЭС» к текущей деятельности компании, – заявил вчера президент РФ Владимир Путин, оценивая последствия энергетической аварии в Москве и соседних регионах. – Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и ее реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности». Как передал Интерфакс, среди причин случившегося президент назвал износ оборудования, несвоевременное проведение ремонта и профилактических работ. Вместе с тем Путин поблагодарил московские городские службы, которые «оперативно отреагировали и в контакте с федеральными властями позаботились о людях». Анатолий Чубайс по окончании совещания у премьер-министра РФ полностью признал личную ответственность за случившееся и принес извинения всем, кто пострадал от аварии. В связи с аварией органы прокуратуры возбудили уголовное дело в отношении руководства РАО «ЕЭС России» по статье 293 УК РФ (халатность), – сообщил Интерфаксу официальный представитель Генпрокуратуры РФ.
Причина глобального энергетического коллапса, в результате которого была парализована жизнь Москвы, городов Подмосковья, Калужской и Тульской областей, а президент Путин задержал вылет в Ростовскую область, до вчерашнего вечера оставалась до конца не выясненной. По заявлению РАО «ЕЭС», произошло каскадное развитие аварии, случившейся накануне вечером на подстанции, питающей Московский НПЗ в Капотне. При этом в РАО не исключили ни одной из возможных версий случившегося. И хотя глава Минпромэнерго Виктор Христенко вчера усомнился, что на подстанции «Чагино» мог быть теракт, в центральном аппарате ФСБ корреспонденту «НГ» сообщили, что сотрудники спецслужбы внимательно изучают ситуацию «по всем направлениям». А ее развитие оказалось сопоставимым с последствиями терактов. Как передали информагентства, на химическом заводе в Новомосковске Тульской области из-за проблем с электроэнергией произошел взрыв и выброс вредных веществ. Ядовитое облако двинулось в сторону обесточенного областного центра, в больницах которого отключились аппараты искусственного дыхания. Апокалипсис развивался и в Москве, где загорелся Театр Российской армии, а Волгоградский проспект залило водами прорванной канализации.
Вышибло пробки
В Москве заблокированными в вагонах метро и на остановившихся эскалаторах оказались десятки тысяч пассажиров. Как сообщил начальник метрополитена Дмитрий Гаев, охарактеризовавший ситуацию как аварийную, движение прекратилось на Калужско-Рижской, Люблинской, Замоскворецкой, Серпуховской, Таганско-Краснопресненской и Бутовской линиях. Эвакуация пассажиров заняла несколько часов.
По свидетельству очевидцев, после внезапного отключения энергии на станциях возникла паника. «Около полудня я оказалась в переходе между «Таганской» и «Марксистской», – рассказала «НГ» одна из пассажирок метро. – Вдруг погас свет. Люди стали спускаться сами по неработающим эскалаторам. На платформе скопилось огромное количество народу, все стояли в темноте. На станции были пять-шесть милиционеров и несколько контролерш, но они ничего не объясняли. «Пользуйтесь наземным транспортом», – единственное, чего можно было от них добиться. Внезапно появившийся свет и прибывший поезд, по-моему, стал для них сюрпризом. Люди, на лицах которых был ужас (многие были в предобморочном состоянии), ломанулись на штурм. Везде крики, визги».
На земле в это время в экстренном порядке были организованы дополнительные автобусные маршруты – для этого выделили тысячу машин. Но их все равно не хватало, и цены на частный извоз подскочили в разы: за доставку с юга города в центр водители просили как минимум 500 рублей. Но добираться наземным транспортом было тоже проблематично: неработающие светофоры и вставшие троллейбусы и трамваи создали на улицах многокилометровые пробки. «Разруливать» ситуацию на трассах приказом начальника ГИБДД Москвы Сергея Казанцева был выведен весь личный состав инспекции, включая офицеров аппарата управления.
Тяжелее всего пришлось водителям, оказавшимся на Волгоградском проспекте. Там, в дополнение ко всем бедам, прорвало канализацию, и большая часть трассы оказалась затоплена. Уровень вылившейся массы достигал в отдельных местах полуметра. В обоих направлениях образовалась гигантская пробка.
Что касается пригородного сообщения, то на нескольких направлениях тоже все встало. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью ОАО «РЖД», движение в направлении Москва–Тула парализовано. Кроме того, сообщение было прервано на части Киевского, Белорусского, Рижского и Рязанского направлений. При этом представители департамента подчеркнули, что все вокзалы города «работали в нормальном режиме».
По обычному графику работали и московские аэропорты. Как сообщили Интерфаксу в Государственной корпорации по организации воздушного движения, отключение электричества не повлияло на управление воздушным движением. Как пояснили представители ведомства, диспетчерские центры оснащены аварийными автономными системами подачи электроэнергии. Однако добраться до аэропортов было крайне сложно – скоростные поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и «Домодедово» вчера остановились.
Электрики, и не только
Московский штаб по ликвидации последствий аварии возглавил первый заместитель мэра в столичном правительстве Владимир Ресин. Он проинформировал о случившемся находящегося в отпуске главу города Юрия Лужкова и вице-мэра Валерия Шанцева, уехавшего в командировку. А Мосгорпрокуратура по распоряжению прокурора Москвы Анатолия Зуева начала экстренную проверку по факту массовых перебоев электроснабжения. Заинтересовались причинами глобальной аварии и в ФСБ РФ. «Безусловно, предпринимаем меры, – сказали корреспонденту «НГ» в ЦОС ФСБ, отвечая на вопрос о том, принимают ли их сотрудники участие в ликвидации ЧП. – Мы, конечно, не электрики, но по определенным моментам случившегося проводим разбирательства».
Устранять последствия аварии бросились все аварийные службы Москвы, но с проблемой явно не справлялись. Резервные источники энергии подключали специалисты МЧС и Минобороны. Как передал Интерфакс, они занялись объектами наибольшей важности: лечебными учреждениями, школами и детскими садами. «Мы готовы к любому развитию ситуации, – заявил первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Сергей Поляков. – В том числе к эвакуации больных».
Отсутствие электричества спровоцировало отключение в жилых домах водоснабжения – не работали насосные подстанции. Кроме того, из-за аварии жители домов с кодовыми замками и домофонами оказались заблокированными в подъездах. Еще более тяжкая участь постигла людей в остановившихся лифтах – по словам главы МЧС РФ Сергея Шойгу, спасатели и коммунальщики вытащили оттуда около полутора тысяч человек.
Паралич наступил в работе учреждений и офисов – не работали телефоны и факсы, отключился интернет. Причем не только на юге столицы, но и в центре. Без интернета осталось и здание правительства Москвы. Обе основные биржи страны были вынуждены прерывать торги. В 12.37 биржа РТС приостановила работу на всех рынках. На ММВБ торги были также остановлены сначала на час, а потом еще на час. Ситуация несколько улучшилась только к часу дня. «Около 40% участников торгов восстановили связь с ММВБ. Плюс к этому подключились четыре региональные торговые площадки – в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове и Владивостоке», – сообщил Интерфаксу представитель ММВБ.
Сбербанк также предупредил своих клиентов, что могут быть проблемы с обслуживанием. «Нормальное проведение банковских операций будет возобновлено после восстановления подачи электроэнергии в столице. Банк приносит извинения клиентам за временное неудобство», – говорилось в сообщении пресс-службы банка. «Бизнес подсчитывает сейчас потери, особенно пострадают крупные предприятия, ориентированные на замкнутый технологический цикл, – прокомментировал «НГ» последствия аварии глава общественной организации малого бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов. – Авария доказала излишнюю монополизацию рынка и необходимость его срочной реструктуризации».
Не обошлось без проблем и у операторов сотовой связи. Они готовились обеспечить электропитание через дизельные установки. По словам представителей ОАО «ВымпелКом», аккумуляторы базовых станций могут работать без электроэнергии от 4 до 14 часов. А в пресс-службе «Мегафона» сообщили, что включенных источников резервного питания должно хватить на сутки.
Проблема-501
По словам представителей РАО «ЕЭС», вчерашний коллапс спровоцирован аварией на 501-й подстанции в Люблино, питающей МНПЗ в Капотне. Весь вчерашний день там продолжалось выгорание остатков нефтепродуктов, завод работал в аварийном режиме. Но 150-метровый факел Капотни померк перед вчерашней технологической катастрофой в Новомосковске (Тульская область). Первоначально информагентства сообщили, что выброс фенола произошел на предприятии «Новомосковский азот». Жителей предупредили о возможном выбросе в атмосферу вредных веществ и попросили не выходить на улицы и не открывать окна. В Новомосковск прибыли военные части и подразделения МЧС, весь день над городом барражировали вертолеты. Но позднее представители «Новомосковского азота» опровергли эту информацию. Ясность внес губернатор области Вячеслав Дудка. Он рассказал, что выброс двуокиси азота произошел на предприятии «Оргсинтез». «Облако размером 25 на 30 метров на высоте 2–3 метров двинулось в сторону Шацкого водохранилища, где стало подниматься выше и рассеялось. Погибших, пострадавших нет», – сообщил губернатор.
Слабым утешением для жителей Новомосковска стало только то, что их город оказался единственным в Тульской области, где к полудню электричество все-таки появилось (город имеет автономную электростанцию). Юг Подмосковья (более 20 городов), вся Тульская область, населенные пункты Калужской области оставались обесточены.
«Аварийный сбой произошел на ТЭЦ № 1, 9 и 17. Перенапряжение достигало такой силы, что возгорание происходило даже на стальных мачтах опор ЛЭП, – рассказал пресс-секретарь губернатора Московской области Андрей Барковский. – В городах южного Подмосковья, где есть дома, оборудованные лифтами, сейчас работают пять спасательных отрядов, которые обследуют все лифты и эвакуируют из них жильцов». Кроме того, по словам пресс-секретаря, «при Министерстве транспорта действуют специальные спасательные группы, которые эвакуируют людей из остановившихся электричек».
Полностью лишенной электроэнергии оказалась Тульская область. Во всех населенных пунктах были обесточены все жилые дома, больницы, роддома и учреждения. В центральном роддоме Тулы для обеспечения работы аппарата искусственного дыхания для грудных детей доставили дизельную установку. В городе образовались многокилометровые пробки. Схожая ситуация наблюдалась в Обнинске и Балабанове Калужской области.
Армия тока не боится
«Все энергоисточники питания зданий Минобороны действуют бесперебойно в обычном режиме», – заявил вчера начальник пресс-службы военного ведомства полковник Вячеслав Седов. Примерно такие же слова довелось услышать практически во всех главных командованиях видов ВС России, которые расположены в столице и ее окрестностях. Но особенно авария могла коснуться российских ВВС. Как отметил «НГ» информированный военный эксперт-генерал, для ВВС, и особенно войск противовоздушной обороны, отключения подачи магистрального электричества могут вызвать сбои в системе управления войсками, которые несут боевое дежурство по охране воздушных рубежей. Может кратковременно нарушиться управление зенитными и радиотехническими войсками, истребителями ПВО в полете. Это способно привести к воздушным катастрофам. Эксперт добавил, что вчерашняя авария может быть прелюдией к возможным катастрофам в системе энергообеспечения ВС с огромными складами вооружений и ядерными арсеналами: кабельные линии энергосистемы и линии электропередачи, которые идут к воинским частям, изношены на 15 и более процентов.
Для Минобороны авария обошлась лишь небольшим стрессом офицеров дежурных служб всех главкоматов. При проектировании этих весьма сложных сооружений были учтены вопросы автономного энергообеспечения. Дежурным службам необходимо несколько секунд для перехода на автономные источники питания. По словам бывшего первого заместителя начальника оперативного управления Главного штаба ВВС, генерал-майора запаса Игоря Семенченко, «для бесперебойного обеспечения электрической энергией войск и штабов предусмотрены дизельные электроагрегаты, дизельные электростанции, а в строевых частях применяются мобильные электроагрегаты. Все эти источники питания находятся в постоянной готовности. На процессе обеспечения войск и штабов электричеством практически не сказывается переключение на автономные источники питания».
«На несение боевого дежурства в частях и подразделения ВВС и ПВО в Москве и других регионах авария не повлияла, – заявил «НГ» начальник пресс-службы ВВС РФ полковник Александр Дробышевский. – Они имеют автономные источники питания». Вместе с тем эксперты указывают, что в такой ситуации боеготовность войск ставится в зависимость от наличия запасных частей и топлива к резервным источникам.