Вчера сотрудники новосибирского УФСБ сообщили о задержании нескольких человек, в том числе двух членов Национал-большевистской партии, которые планировали серию терактов в городе. По словам представителей спецслужбы, во время обысков в квартирах активистов НБП Николая Балуева и Вячеслава Русакова обнаружено большое количество взрывчатки и боеприпасов. В свою очередь, руководство НБП заявляет, что их организация «никогда террористической деятельностью не занималась, не занимается и заниматься не будет». В НБП полагают, что события в Новосибирске не случайно совпали с возобновлением судебного процесса о запрете деятельности организации.
Как заявил на вчерашней пресс-конференции начальник УФСБ по Новосибирской области Сергей Савченков, «в ходе оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками УФСБ был предотвращен теракт, связанный с деятельностью НБП». По словам Савченкова, задержанные на минувшей неделе активисты НБП планировали произвести взрывы на железной дороге, у здания областного УФСБ и еще одного здания, в котором располагается один из международных центров. Начальник новосибирского УФСБ рассказал журналистам, что в ходе обысков у подозреваемых изъято 4 фугаса, 2 снаряда калибра 152 мм и два – калибра 100 мм, около 20 кг взрывчатых веществ, в том числе гексоген, тротил и «коктейль Молотова».
В беседе с корреспондентом «НГ» председатель Новосибирского отделения НБП Дмитрий Казначеев рассказал, что утром 12 мая на квартиру Николая Балуева приехали сотрудники ФСБ в штатском, с собакой и двумя солдатами в роли понятых. Руководил группой начальник отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом Управления ФСБ по Новосибирской области Виктор Денисов. Не застав Балуева дома, оперативники произвели у него обыск. Были изъяты листовки, газета «Лимонка», 20 компакт-дисков с музыкой и несколько видеокассет. Вечером возвращавшийся домой Балуев был задержан возле собственного подъезда. Также утром 12 мая у себя дома задержан Вячеслав Русаков.
Как заявил на пресс-конференции Виктор Денисов, дома у задержанных были найдены самодельные взрывные устройства, мелкокалиберная винтовка и пистолет «Удар», переделанный под стрельбу металлическими шариками. Позднее в пригородной лесополосе были найдены два схрона, содержащие в общей сложности 20 кг взрывчатых веществ и 4 артиллерийских снаряда. В пользу того, что найденные схроны принадлежали именно нацболам, по словам представителя ФСБ, говорит идентичность металлических ящиков у них дома и в схронах. Сейчас Николай Балуев и Вячеслав Русаков арестованы и переведены в СИЗО. Суд определил обоим меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 30 суток. Возбуждено уголовное дело по ст. 222 (хранение оружия) и 205 (терроризм).
Со своей стороны, исполком Новосибирского регионального отделения НБП распространил вчера заявление, в котором рассматривает происшедшее как провокацию, направленную против НБП. «Ни руководство НБП, ни Новосибирское отделение партии никакого отношения к террористической деятельности не имеют, никогда данной деятельностью не занимались, не занимаются и заниматься не будут», – говорится в тексте заявления. Пресс-секретарь НБП Александр Аверин заявил в беседе с корреспондентом «НГ», что активисты НБП не имеют ни малейшего отношения к терроризму. «Все совершенные нацболами акции являлись сугубо мирными и ненасильственными, национал-большевики никогда никого пальцем не тронули. Это не наши методы», – заявил Александр Аверин.
Лидер НБП Эдуард Лимонов также убежден, что события в Новосибирске – «продолжение репрессий против партии». В беседе с корреспондентом «НГ» Лимонов не исключил, что задержание партийных активистов и связанная с этим шумиха не случайно совпали с судебным процессом против НБП, который возобновился вчера в Московском областном суде. По словам Эдуарда Лимонова, областная прокуратура, как и прежде, требует ликвидировать НБП в связи с нарушением Закона РФ «Об общественных объединениях», на вчерашнем заседании она представила новое исковое заявление. «Раньше нас обвиняли в том, что НБП существует формально и не проявляет себя как общественное объединение, – говорит Эдуард Лимонов, – но мы каждый раз парировали эти обвинения, предъявляя суду протоколы наших съездов и публикации в прессе».
Теперь прокуратура считает, что действия НБП подпадают под статью 16 вышеупомянутого закона, которая запрещает деятельность общественных объединений, «цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, создание вооруженных формирований». В исковом заявлении имеется ссылка на материалы уголовного дела в отношении лидера НБП Эдуарда Лимонова, задержанного в апреле 2001 года и обвинявшегося в подготовке к терактам, созданию вооруженных формирований. Кроме этого, по словам Эдуарда Лимонова, прокуратура апеллирует к недавним процессам над членами НБП, в том числе речь идет о захвате помещения Минздрава.
Следующее заседание суда назначено на 14 июня. «Назначен новый судья, который настроен на скорейшее решение, и, судя по всему, не в нашу пользу, – заявил «НГ» Лимонов. – Но будем бороться».
Новосибирск