Президент Владимир Путин впервые отказался принять участие в саммите организации, членом которой является Россия. МИД РФ объявил вчера, что делегацию РФ на встрече глав государств и правительств Совета Европы, которая пройдет 16–17 мая в Варшаве, будет возглавлять министр иностранных дел Сергей Лавров. Причина понижения статуса российской делегации официально не названа. В Департаменте информации и печати МИД РФ «НГ» сообщили, что «значительное число гостей, которые соберутся в Польше, также будут на различном министерском уровне. Это является нормальной дипломатической практикой».
По словам источника «НГ» в Кремле, участие в варшавском саммите в графике президента не значилось. «Решение, на каком уровне страна будет участвовать в саммите, зависит от многих факторов, в том числе и от занятости, – утверждает наш собеседник. – Например, на АТЭС ездят и премьеры, и вице-премьеры». Впрочем, известен случай, когда президент РФ принимал участие даже в саммите организации, членом которой Россия не является. Путин побывал на саммите Организации Исламская Конференция в октябре 2003 года в Малайзии, став первым европейским лидером, посетившим подобное мероприятие. Представитель Совета Европы сообщил «НГ», что от участия во встрече в верхах в Варшаве также отказались премьер-министры Великобритании Тони Блэр и Италии Сильвио Берлускони. Под вопросом остается прибытие в польскую столицу президента Франции Жака Ширака. Дипломат в Страсбурге пояснил, что Совет Европы не реагирует на отказы лидеров государств, поскольку «это политический вопрос».
Сегодня в Совет Европы, который является старейшей на континенте международной политической организацией, входят 46 государств. СЕ был создан в 1949 году для защиты прав человека, парламентской демократии, а также укрепления верховенства закона и т.п. Членство в Совете Европы в свое время было названо одним из главных приоритетов Москвы, и в 1996 году Россия была принята в эту организацию. Вторая чеченская война чуть было не привела к исключению Москвы, однако санкции ограничились лишь лишением слова ее делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы в 2000 году. С момента присоединения к СЕ Россия подвергается критике со стороны стран-участниц за ущемление прав человека, чеченскую войну, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В одном из последних докладов, представленных в рамках ПАСЕ, дело ЮКОСа квалифицировано как политическое.
Предстоящая встреча в Варшаве – третий по счету саммит Совета Европы. Два предыдущих состоялись соответственно в Вене в 1993 году и Страсбурге в 1997 году (тогда Россию представлял президент Борис Ельцин). Варшавский саммит, по замыслу организаторов, должен был объединить всех европейских лидеров – за исключением белорусского – и четко определить роль Совета Европы в современном мире.
Жак Ширак, пытающийся не допустить провала референдума по Европейской Конституции и соответственно бесславного окончания собственной карьеры, вынужден концентрировать свое основное внимание на внутренней политике. То же касается Сильвио Берлускони, преодолевающего последствия правительственного кризиса, чуть было не обернувшегося досрочными парламентскими выборами с возможностью утраты власти, а также Тони Блэра, только что сформировавшего новое правительство по итогам парламентских выборов, но не преодолевшего серьезную оппозицию внутри собственной партии. На этом фоне внутриполитические позиции Владимира Путина выглядят по крайней мере стабильными.
По какой же причине российский президент пренебрег очередной возможностью увидеться с канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером, новообретенным другом испанским премьером Хосе Луисом Родригесом Сапатеро или же украинским президентом Виктором Ющенко? Безразлично ли Москве, что понижение статуса российской делегации на ключевом саммите Совета Европы после участия в московских торжествах лидеров из более чем 50 стран, может быть воспринято как неуважение? Тем более что местом проведения встречи избран Королевский замок, разрушенный во время Второй мировой войны.
В последние месяцы российские власти ведут массированную кампанию против Совета Европы – как в рамках Парламентской ассамблеи, так и за ее пределами. Москва не только отвергает обвинения правозащитников, но и демонстрирует пренебрежение в отношении его высших представителей. Так, генсеку СЕ Терри Дэвису, приезжавшему в Москву в феврале, было отказано во встречах с президентом и министром внутренних дел. В Москве вызывает раздражение не только «чересчур пристальное» внимание правозащитников к российской демократии и «недостаточный» интерес к проблемам русскоязычного населения стран Балтии, но и открытая солидаризация Совета Европы с лидерами «революционных демократий» в СНГ.
16 мая, то есть в день начала работы варшавского саммита, должно начаться оглашение приговора по делу ЮКОСа. Учитывая позицию большинства представителей Совета Европы, то есть восприятие данного дела в качестве политического, Владимир Путин рисковал столкнуться в Варшаве с острыми вопросами и на сей счет.
Помимо Чечни и ЮКОСа есть еще и польский вопрос. В местных СМИ идет активная антироссийская кампания, новый всплеск которой связан с торжествами по случаю 60-летия Победы. Многие посчитали, что Путин оскорбил польских ветеранов, не упомянув Польшу среди участников антигитлеровской коалиции. Итак, исторические споры продолжаются. А современность доказывает, что гостей лучше принимать дома.