– С чем, на ваш взгляд, связан перенос оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву? У вас есть своя версия?
═
– Есть. А зачем его оглашать сегодня, если президент сегодня вечером будет в Израиле? Надо подождать несколько дней... Думаю, здесь есть чисто тактическая причина. Ясно, что на суде будет так или иначе затронут вопрос и ЮКОСа, и Невзлина – пусть даже вскользь. И именно поэтому приговор решили отсрочить.
═
– Мог ли повлиять на это решение также тот факт, что 9 мая в Москву приедут лидеры европейских стран?
═
– Наверное, и это повлияло, но я все-таки больше склоняюсь к тому, что решающей причиной стал визит Путина в Тель-Авив.
═
– Если говорить уже о 16 мая, повлияет ли приговор на судьбу ЮКОСа?
═
– В принципе одно с другим мало связано. Я думаю, что дело ЮКОСа может развиваться вне зависимости от исхода дела Ходорковского. Но на самом деле для всех есть одна большая проблема – это миноритарные акционеры. Они засудят не только владельцев и менеджмент, они засудят и суды, и страну. Только толку от этих судов с вынесением решений за границей будет мало. Все наши проблемы останутся с нами. Это и проблема привлечения инвестиций, и особенно своих, а не чужих, о чем, кстати, в своем Послании говорил Путин. Это и послушные закону, а не кому-то суды, и правильная работа налоговых органов. У нас ведь как – три года спустя приходят и говорят: вот мы там неправильно вам насчитали. А где вы были четыре года назад?.. Так что от того, что раздербанят ЮКОС, все наболевшие вопросы с повестки дня не уйдут. Тем более что мы хотим в ВТО и мало ли еще куда. Скажут – разберитесь сначала.
═
– Как вы думаете, что должно произойти, чтобы в деле ЮКОСа появился положительный сдвиг?
═
– Этого я не знаю.
═
– На днях президент на всю страну сказал, что надо прекратить налоговый террор. Как по-вашему, что он имел в виду, и повлечет ли это за собой какие-то послабления?
═
– Вы знаете, я не совсем понимаю, что он под всем этим имел в виду. Он сказал, что вот, дескать, предъявляются претензии, а затем налоговые органы не могут принять разумное решение вопроса, как эти претензии удовлетворять... Мы же сказали: мы не согласны, мы апеллируем, но будем эти судейские решения исполнять, попросили только об отсрочке. Но нам ответили, что отсрочку не могут дать по закону. Это же глупость! Это же не 100 тысяч рублей заплатить! За полгода ЮКОС заплатил дополнительно 4,5 миллиарда. Он же не может выплатить все 27 миллиардов, да еще с глупыми штрафными процентами. Кто знает, может, это президент и имел в виду...
═
– Есть мнение, что чем сильнее общественный резонанс по делу ЮКОСа, тем жестче власть ведет себя по отношению к фигурантам. Вы согласны с этим?
═
– Может быть. Только внешне власть пытается доказать, что она абсолютно во всем права и учитывает мнение либерально настроенной публики. Впрочем, я не думаю, что по большому счету это мнение так легко сбросить со счетов. Тем более что такое мнение формируется у части населения не только в нашей стране, но и на Западе – и именно в тех кругах, которые имеют влияние на развитие экономических связей, да и политических в какой-то степени.