0
1357
Газета События Интернет-версия

21.04.2005 00:00:00

Приговор равнодушных

Тэги: красноярск, саратов, солдаты, самоубийство, дети, исчезновение


красноярск, саратов, солдаты, самоубийство, дети, исчезновение Расклеенные по городу фотороботы серийного убийцы – один из немногих примеров адекватной реакции властей на преступления в отношении детей.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Гибель четверых солдат-срочников в Саратовской области стала третьим за последние дни ЧП, которое должно было бы вызвать громкий общественный резонанс. Такой же реакции можно было ожидать на исчезновение пятерых школьников в Красноярске и похищение и убийство двух девочек-подростков в Волгограде.

Но громкого резонанса нет. Три губернатора – волгоградский Николай Максюта, красноярский Александр Хлопонин и саратовский Павел Ипатов – заявили, что взяли дела об этих преступлениях под свой контроль. С обращениями к жителям не выступил ни один из них. Нет сведений и о широкой общественной реакции на трагедии.

Ежегодно в России, по официальным данным, пропадают от 20 до 30 тысяч детей. А небоевые (в результате ЧП и разного рода преступлений) потери армии в 2004 году составили 1100 человек, и больше трети из них – самоубийцы. Председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, писатель Альберт Лиханов, комментируя «НГ» реакцию общества на последние трагедии, заявил: «Очень печально, но болевой порог в обществе очень повысился. Сегодня это стало бытовухой: когда дети пропадают, погибают, кончают с собой. В целом ситуация катастрофическая. Главной причиной этой катастрофы я вижу как раз готовность воспринимать такое положение дел как данность. Вынужден согласиться с тезисом, что и власть эта ситуация тоже не волнует. Отдельные преступления складываются в поток, в сплошную череду, и это приводит всех нас к омерзительному привыканию, к тому, что мы воспринимаем трагедии без ужаса, без страха».

 

Прокуратура не дождалась свидетелей

 

Во вторник, примерно около 22 часов вечера, четверо военнослужащих учебного вертолетного полка Сызранского военного авиационного института Георгий Прядкин, Вячеслав Елисеев, Алексей Садомов и Денис Сандалов ушли в самовольную отлучку. Были организованы их поиски, которые завершились шоком: около 7 часов утра в среду все четверо были обнаружены повешенными в лесополосе у поселка Сокол под Саратовом. «Все военнослужащие повешены на разных деревьях, в 20–30 метрах друг от друга. Никаких повреждений, свидетельствующих о самообороне, на трупах нет. В то же время нет посмертных записок, а также оружия или запасов еды», – рассказал вчера журналистам зампрокурора области Анатолий Горшков.

Вчера из Москвы в Саратов вылетела комиссия Главного штаба ВВС, которую возглавил заместитель главкома генерал-полковник Анатолий Ноговицын, и спецгруппа Главной военной прокуратуры (ГВП) во главе с генерал-майором юстиции Александром Девятко. Версию дедовщины военные отвергли сразу. «Все четверо должны были уволиться со службы нынешней весной», – заявил вчера начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский. То есть Прядкин, Елисеев, Садомов и Сандалов сами уже имели «статус дедов». «Наиболее вероятные версии – либо суицид, либо доведение до самоубийства, – заявили корреспонденту «НГ» в ГВП. – Пока однозначного ответа нет».

Уголовное дело по факту гибели солдат было возбуждено сразу же. Как сообщил корреспонденту «НГ» заместитель военного прокурора гарнизона Сергей Ярмощук, производство открыто по ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), однако не исключено, что в дальнейшем дело может быть переквалифицировано. «Рассматриваются различные версии происшедшего, такие как самоубийство, доведение до самоубийства и убийство», – сказал Ярмощук в беседе с корреспондентом «НГ». Впрочем, зампрокурора Саратовской области Анатолий Горшков после осмотра места происшествия версию убийства солдат однозначно отверг: «Это было самоубийство».

Того же мнения придерживаются и в ГВП. «Я лично плохо представляю, как можно повесить четверых крепких молодых парней», – считает представитель ГВП, 25 лет прослуживший в органах военной юстиции. К тому же все четверо военнослужащих были замешаны в истории с угоном автомобиля, и, возможно, не в одной. Для выяснения обстоятельств им было предложено явиться во вторник в прокуратуру Ленинского района Саратова для дачи показаний в качестве свидетелей.

«Мы приглашали их к 9 часам утра, но они не явились, – рассказал корреспонденту «НГ» районный прокурор Владимир Вениаминов. – Уже после обеда, часов около шестнадцати, явился начальник штаба полка и спрашивает: куда и к кому их привозить. А у нас так ситуация сложилась, что в это время следователь был занят допросом другого обвиняемого. Поэтому было решено перенести дачу показаний на следующий день». Владимир Вениаминов также рассказал, что прокуратурой расследуется еще одно тяжкое преступление, завершившееся гибелью человека. «Есть подозрения, что эти ребята являются либо участниками, либо соучастниками этого преступления, – сказал прокурор. – Там все совпадает: и по месту, и по времени. Мы собирались в ходе допроса выяснить все эти вопросы».

Трудно поверить, что четверо молодых людей, даже если за ними была вина, могли столь «дружно» принять решение свести счеты с жизнью. Но Владимир Вениаминов не считает невероятным такое развитие событий. «Если они действительно совершили упомянутое мною преступление и чувствовали свою вину, то, конечно, боялись встречи со следователями, – сказал прокурор. – В самоволке могли хорошо выпить, употребить наркотики, а в таком состоянии групповой суицид – дело не столь уж редкое».

В Сызранском военном авиационном институте корреспонденту «НГ» заявили, что сами узнали о ЧП «из телевизора», и отказались от каких бы то ни было комментариев. А руководитель пресс-службы саратовского губернатора Павла Ипатова заявил «НГ»: «Данный вопрос находится на особом контроле у губернатора». Правда, как именно осуществляется этот контроль, неизвестно: по данным губернаторской пресс-службы, Ипатов вчера был занят на мероприятиях, связанных с визитом в область министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова.

 

Сожженные вместе с шалашом

 

Губернатор Красноярского края тоже не счел необходимым напрямую обратиться к жителям по поводу исчезновения пятерых школьников. Как заявил «НГ» сотрудник секретариата губернатора Александр Макаров, «Александр Хлопонин вызвал главу УВД Александра Горового и попросил его, чтобы милиция ежедневно докладывала ему об этом. Публичного выступления по этому поводу не было».

Поиски мальчишек ведутся уже пятые сутки. Пятеро учеников младших классов школы № 50 (все в возрасте 10–12 лет) пропали в одном из окраинных микрорайонов краевого центра. Последний раз Сашу Лавренова, Максима Тауманова, Сафара Алиева, Галаша Мамедгасанова и Диму Макарова видели в субботу вечером во дворе дома на улице Глинки.

Контролирует ход расследования лично начальник краевого УВД Александр Горовой. Рассматриваются две основные версии – детей похитили или ребятишки решили попутешествовать. «Дети пока не найдены, но имеется обнадеживающая информация, – сообщили корреспонденту «НГ» в пресс-службе краевого УВД. – Нашлись свидетели, которые видели пропавших мальчиков в различных частях города. Их узнали по ориентировкам, никто из взрослых их не сопровождал». Но застать их на указанном месте не удавалось, «поэтому криминальная версия пока не отвергается», сказали в пресс-службе.

А во вторник в Советском районе Волгограда были обнаружены обгоревшие тела пропавших накануне 12-летних учениц 5-го класса школы № 106 Екатерины Рякиной и Даши Куликовой. Тела детей обнаружили за зданием военкомата Советского района сотрудники УВД города Волгограда. После того как их родители обратились в милицию, оперативники прочесали местность, прилегающую к школе, и за зданием районного военкомата наткнулись на страшную находку: на пустыре был обнаружен костер, в котором находились два обгоревших детских трупа и вещи, которые по приметам принадлежали разыскиваемым девочкам.

Как рассказала «НГ» старший помощник прокурора Волгоградской области по правовому обеспечению Лидия Сергеева: «К настоящему времени проведен ряд экспертиз, которые установили, что на теле одной из девочек обнаружено четыре черепно-мозговые травмы, у второй девочки – три ножевых ранения спины и черепно-мозговая травма. Сейчас проводятся все возможные мероприятия во взаимодействии со всеми оперативными службами города для установления виновных: опрашиваются жильцы близлежащих домов, одноклассники и друзья девочек. Отрабатываются самые различные версии. Мы делаем все возможное, чтобы найти преступников. Дело возбуждено по статье 105 УК РФ (убийство. – «НГ»). Расследованием занимается следственное управление прокуратуры области. Ход расследования контролируется руководством областной прокуратуры».

В поступившем в «НГ» официальном заявлении губернатора Волгоградской области Николая Максюты сказано: «Я потрясен гибелью несовершеннолетних девочек. Я пригласил к себе представителей силовых структур и дал им поручение срочно заняться расследованием этой трагедии. Ежедневно сам буду контролировать ход расследования. Необходимо сделать все возможное, чтобы убийцы были найдены и понесли заслуженное наказание».

Однако, по словам главы Российского детского фонда Альберта Лиханова, добиться этого удается далеко не всегда: «Преступники не боятся убить, сжечь, а перед этим, наверное, еще и изнасиловать ребенка – просто потому, что их не ищут, не находят. Сколько у нас закрыто подобных уголовных дел, по которым никто не найден, сколько таких дел предано забвению?»

«Дети становятся жертвами маньяков, извращенцев. Детей похищают ради выкупа, они становятся товаром. А события в Беслане показали, что дети – еще и политический товар! Но люди, у которых пропали или погибли дети, остаются один на один со своей бедой – государство не выступает в роли сочувствующего. Мы исключаем такие случаи, как Беслан, но когда это частная история... Есть такой термин – детская безнадзорность. Я выступаю против этого термина, поскольку считаю, что у нас все безнадзорные. Можно привести такую статистику: десять процентов выпускников детских домов кончают жизнь самоубийством, потому что они никому не нужны, у них нет крыши над головой, они не могут устроиться на работу», – утверждает Альберт Лиханов.

 

Великобритания: дело Хантли

 

В августе 2002 года Великобритания была потрясена убийством двух десятилетних девочек – Холли Уэллс и Джессики Чэпмен. Подруги пропали в городе Сохэм (графство Кембриджшир). Воспользовавшись отсутствием родителей, ушедших на вечеринку, девочки вышли из дома прогуляться, но так и не вернулись. Их тела были обнаружены спустя две недели после похищения неподалеку от базы американских ВВС «Лейкенхит» в графстве Саффолк. Обвинение в убийстве Холли и Джессики было предъявлено 28-летнему Иану Хантли, сторожу школы, где они учились. Подругу Хантли, 25-летнюю Максин Карр, работавшую в той же школе лаборанткой, обвинили в том, что она покрывала своего приятеля.

В течение нескольких дней после похорон девочек всем футбольным матчам в Англии предшествовала минута молчания в память о Холли и Джессике (обе были футбольными болельщицами, и в момент похищения на них были фирменные футболки клуба «Манчестер Юнайтед» с именем Дэвида Бекхэма). После этого преступления власти Великобритании приняли решение провести специальную проверку почти 23 тыс. учителей и других школьных сотрудников на предмет наличия в их биографиях криминального прошлого. Кроме того, ряд политических деятелей Британии призвали правительство восстановить смертную казнь, которая была отменена в стране 40 лет назад, в отношении убийц детей.

 

Бельгия: дело Дютру

 

22 июня 2004 года в Бельгии к пожизненному заключению (самой строгой мере наказания в этой стране) был приговорен 48-летний Марк Дютру – торговец металлоломом, получивший прозвище Чудовище из Шарлеруа. Он обвинялся в похищении, изнасиловании и изощренном убийстве четырех девочек. Лишь двум из шести похищенных педофилом девочкам удалось спастись. Дютру был арестован в августе 1996 года после того, как во дворе одного из его домов были найдены тела двух пропавших за год до этого 8-летних девочек – Жюли Лежен и Мелиссы Руссо. Их похороны 22 августа стали днем общенационального траура: более 300 тысяч бельгийцев прошли по улицам Брюсселя так называемым Белым маршем (на участниках процессии были белые одежды), требуя справедливого следствия.

Расследование с участием парламентской спецкомиссии продолжалось почти 8 лет и стало причиной нескольких громких скандалов. Так, попытка побега Дютру в апреле 1998 года привела к отставке министров внутренних дел и юстиции, а также командующего жандармерией. Правящая партия Бельгии именно из-за дела Дютру потерпела поражение на выборах 1999 года. В 2001 году французское издательство «Фламмарион» выпустило книгу Жана Николя и Фредерика Лавашри «Досье педофилов: скандал дела Дютру», в которой задались вопросом: почему расследование дела Чудовища из Шарлеруа полностью замалчивается? Бельгийский монарх Альберт II усмотрел в этом намек на то, что его обвиняют в попустительстве неким заинтересованным силам, и подал на издательство в суд за «оскорбление главы иностранного государства». А в 2002 году сам Дютру дал интервью частному каналу фламандского телевидения, заявив, что в стране действует мощная организованная педофильская мафия и он регулярно поддерживал связь с членами этой преступной организации. Впрочем, в суде так и не удалось доказать, что у Дютру в высших эшелонах власти были покровители.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1780
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1118
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
813
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1098

Другие новости