В понедельник в Ватикане открылось первое заседание Конклава - собрания кардиналов, на котором они должны выбрать нового преемника апостола Петра. Согласно церковному преданию, именно Петр был первым епископом древнего Рима.
Конклав начался торжественной мессой "Pro eligendo Romano Pontifice", во время которой все участники богослужения молились за кандидата на папский престол. В 18.30 по московскому времени кардиналы собрались в Зале благословений Ватикана и оттуда торжественной процессией с пением церковных гимнов отправились в Сикстинскую капеллу, где проходят голосования. Однако в ходе первого голосования никто из возможных кандидатов не получил нужного числа голосов. Около 22 часов из трубы на крыше Сикстинской капеллы повалил густой черный дым.
В конклаве принимают участие 115 кардиналов моложе 80 лет, причем 114 из них были возведены в кардинальский сан лично Иоанном Павлом II.
Когда же изберут нового Папу и кто из кардиналов станет 265-м по счету Папой Римским? По мнению известного специалиста по политике Ватикана Луиджи Аккатоли, считающегося наиболее информированным в кулуарной жизни Римской курии, нового Понтифика могут выбрать не позднее четверга.
Сейчас в Риме существует своеобразный "тотализатор": журналисты делают ставки на того или иного кардинала, который может стать Папой Римским. С вероятностью в 42% многие считают, что преемником будет итальянец, что соответствует давней традиции папского двора. Среди итальянских кардиналов наибольшие шансы (19%) у миланского архиепископа Диониджи Теттаманци. Следующие по рейтингу - это нигериец Фрэнсис Аринзе (14%) и гондурасец Родригес Марадиага (11%). Любопытно, кто же из журналистов выиграет?
Другого мнения придерживаются политические комментаторы и аналитики. Они полагают, что основным "папабиле" - претендентом на папский престол является 78-летний глава Коллегии кардиналов Йозеф Ратцингер. Правда, история папства знает много примеров, когда многие кардиналы, которым прочили папскую тиару, так и оставались до конца своих дней кардиналами.
Впрочем, сейчас проще сказать, кто вряд ли будет называться Pontifex Maximus. Практически невозможно, чтобы новый Римский Папа был гражданином США не только потому, что американские епископы оскандалились с педофилией, но и потому, что Папа-американец - это символ сверхдержавы, которая управляет судьбами всего мира. Высшие иерархи Церкви вряд ли согласятся на то, чтобы США контролировали политику Римской курии. Тут уж точно можно сказать "Nec Deus intersit" ("Пусть Бог не вмешивается").
Многие наблюдатели говорят о том, что новым Папой может стать кардинал из Латинской Америки, где католическая паства составляет более половины всех верующих. Но кардиналы с этого континента, где по-прежнему царит вопиющая нищета, уделяют особое внимание социальным вопросам и придерживаются "левых" взглядов в политическом плане. Они критикуют современный "хищнический капитализм" и глобализацию. Например, один из кандидатов на папский престол кардинал Родригес Марадиага довольно активно критикует экономическую политику Джорджа Буша по отношению к Латинской Америке. Избрание Папы-латиноамериканца наверняка заденет интересы Соединенных Штатов, чего Ватикан предпочитает избегать.
Что касается Папы-африканца, то в принципе против этого никто не возражает. Тем не менее многие считают, что католическая общественность психологически еще не готова видеть темнокожего Папу в белой сутане, именно поэтому скорее всего выберут представителя Западной Европы.
Среди ближайших соратников Иоанна Павла II выделяется фигура немецкого кардинала Йозефа Ратцингера, который может стать не только преемником, сохраняющим верность линии предыдущего понтификата, но и быть хранителем католического вероучения. Согласно итальянской газете "Репубблика", за него собираются проголосовать 50 кардиналов, что меньше требуемого кворума. Но сможет ли Ратцингер стать "новым Войтылой" без его харизмы? В понедельник он произнес проповедь, которая произвела на журналистов довольно мрачное впечатление. Как отметили многие итальянские комментаторы, Ратцингер обрушился с критикой на "опасные для веры" веяния современности. Таковыми, по его мнению, являются марксизм и либерализм, агностицизм и атеизм, а также "поверхностная религиозность и мистицизм". Этот список можно назвать "Силлабусом" нового времени - перечнем главнейших заблуждений в духе энциклики Пия IX, написанной в середине XIX века и направленной против свободомыслия, достижений науки и католического модернизма.
Если же на выборах победят сторонники либерального курса, то скорее всего они выдвинут миланского архиепископа Карло Мариа Мартини. Он, безусловно, обладает необходимым для этого авторитетом и харизмой и является сторонником обновления Католической Церкви и приближения ее к потребностям современного мира. Но как тогда этот выбор скажется на дальнейшей политике Ватикана? Необходимо, чтобы новоизбранный Папа избежал крайностей и выбрал срединный путь.
Скорее всего современной Католической Церкви нужен не слишком консервативный и не слишком прогрессивный Папа, приемлемый как для "левых", так и для "правых". В этом случае наилучшим кандидатом может быть Диониджи Теттаманци.
Как только станет известно имя избранника, глава Коллегии кардиналов Йозеф Ратцингер спросит новоизбранного Папу, принимает ли он решение кардиналов и какое имя он хочет избрать себе. После этого старейший из кардиналов выйдет на балкон, находящийся на фасаде собора Святого Петра, и торжественно объявит по-латыни: "Habemus Papam!" ("Имеем Папу!"), назвав при этом и его новое имя. Вслед за этим новый Римский Епископ выйдет на балкон и преподаст свое первое благословение "Городу и миру", и тогда площадь Святого Петра огласится овациями!
Рим-Москва