Последние законодательные инициативы в сфере здравоохранения вызвали немало нареканий среди россиян. Однако поправки к Федеральному закону «О лекарственных средствах», одобренные на днях комитетом Госдумы по охране здоровья и рекомендованные к рассмотрению в первом чтении (22 апреля), как ожидается, могут примирить общество и законодателей.
Во всяком случае, эксперты полагают, что эти поправки, разработанные главой комитета по охране здоровья Татьяной Яковлевой, депутатом ГД Андреем Макаровым и членами Совета Федерации Борисом Шпигелем и Владимиром Брынцаловым, способны решить многие проблемы, свойственные российскому фармацевтическому рынку.
Комментируя итоги заседания думского комитета, Борис Шпигель рассказал о том, как законодатели собираются защитить отечественный рынок лекарств. Во-первых, разработчики поправок намерены поставить заслон «серому» импорту лекарственных средств, который делает возможным присутствие на российском фармацевтическом рынке фальшивых лекарств. «Согласно таможенной статистике, – сказал Шпигель, – только в прошлом году в Россию с помощью «серого» импорта было ввезено лекарств на сумму около 100 миллионов долларов».
«Рынок наводнен фальшивыми лекарствами», – говорит Андрей Макаров. Поток «серых» лекарств из-за пробелов в законодательстве продолжает захлестывать страну. Например, в ходе недавнего эксперимента, проведенного в некоторых российских регионах, выяснилось, что доля бракованных или фальсифицированных лекарств в некоторых аптеках достигала 30% от общего количества.
В связи с этим законодатели предложили разрешить импорт субстанций и готовых лекарственных форм только прямым производителям или уполномоченным ими организациям. «Тем самым, – заявил Борис Шпигель, – мы снизим оборот фальшивых лекарственных средств в России и декриминализируем рынок».
Кроме того, законодатели предложили поправку, согласно которой торговые розничные надбавки на лекарственные средства в каждом субъекте Федерации будет устанавливать Федеральная служба по контролю в сфере здравоохранения. Государственный ценовой контроль позволит сделать лекарства одинаково доступными для всех россиян.
И, наконец, третья, наиболее важная поправка предусматривает обязательную регистрацию лекарственных форм по международным непатентованным названиям (МНН), то есть по их фармакологическим формулам, а не по торговым маркам. Таким образом законодатели попытались искоренить порочную практику лоббирования лекарственных препаратов «нужной» марки. Авторы законопроекта, учитывая опыт западных стран, уверены, что регистрация лекарств по МНН насытит российский рынок лекарств более качественными препаратами и сделает его более прозрачным.