Генрих Падва не теряет надежды на подлинное правосудие.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Координатор защиты Михаила Ходорковского Генрих Падва вчера завершил свое выступление в прениях в Мещанском суде Москвы. Он выразил надежду на то, что свершится правосудие и его подзащитный, а также глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев будут освобождены. «Я остаюсь и с верой, и с надеждой. С верой в вас, уважаемые судьи, в то, что вы нас услышали и сумеете найти зерно истины. Я надеюсь, что в день постановления приговора свершится подлинное правосудие и стража выпустит на свободу обоих подсудимых», – закончил свое выступление адвокат.
Третий день своего выступления Генрих Падва посвятил анализу эпизода по приобретению 20% акций ОАО «Апатит» и хищении выручки, полученной при реализации апатитового концентрата. Адвокат напомнил, что к моменту приватизации «Апатит» находился на грани социального взрыва, стоял вопрос о банкротстве предприятия. «За ту деятельность, которую провел Михаил Ходорковский, награждать надо», – заявил Падва. По его словам, в ходе инвестиционного конкурса по продаже акций «Апатита» подконтрольная Ходорковскому компания получила преимущественное право на приобретение акций, а не право на акции. «Ни в коем случае нельзя говорить о безвозмездном изъятии акций, что подразумевает обвинение в хищении, поскольку акции были оплачены», – сказал адвокат. А неисполнение условий инвестиционного конкурса, по мнению Падвы, можно было оспорить в гражданско-правовом порядке.
Адвокат также назвал безосновательными утверждения следствия о том, что был причинен ущерб акционерам ОАО «Апатит», которые якобы лишились в результате действий Ходорковского возможности получения дивидендов. «Обвинение не учитывает, что ни один акционер никогда и нигде не предъявил иска о взыскании причиненного ущерба», – подчеркнул Падва. По его словам, акционеры были осведомлены о том, что происходит на предприятии, и давали на это свое разрешение, «минуя Ходорковского и Лебедева». Что подтверждается ежегодными собраниями акционеров, на которых они утверждали годовой бухгалтерский отчет о распределении прибыли и убытков и голосовали за одобрение деятельности акционерного общества.
Затем адвокат перешел к эпизоду обвинения по продаже апатитового концентрата. Как утверждает следствие, менеджерская группа заключила с рядом подставных посреднических компаний договоры купли-продажи продукции «Апатита» по заниженной цене. «Почему же никому не было предъявлено обвинение в лжепредпринимательстве? – спросил Падва. – Акционеры знали о том, что торговля ведется через сбытовые сети, но они голосовали за одобрение подобной деятельности. Более того, выручка от торговли концентратом должна была идти на расчетный счет «Апатита», согласно личному распоряжению Ходорковского». Кроме того, Падва также отметил, что все коммерческие организации, которые обвинение называет подставными, были зарегистрированы в соответствии с законом и никто не признал эту регистрацию недействительной. Следовательно, считает адвокат, «никто теперь не имеет права говорить, что это подставные компании». Генрих Падва попросил суд оправдать своего подзащитного по всем предъявленным ему обвинениям.
После короткого перерыва свое выступление в суде начал другой защитник Ходорковского, Юрий Шмидт. «Я выступаю в качестве члена организованной группы «так называемых» адвокатов, – начал свое выступление Юрий Шмидт. – Я намерен доказать невиновность Михаила Ходорковского в уклонении от уплаты налогов как физического лица». По версии следствия, Ходорковский, воспользовавшись налоговыми льготами, зарегистрировался в качестве предпринимателя без образования юридического лица и перешел на упрощенную схему налогообложения, оформив патент. После этого он заключил с двумя офшорными компаниями, зарегистрированными на острове Мэн (Великобритания), договор на оказание консультационных услуг. Обвинение утверждает, что никаких услуг Ходорковский не оказывал, а деньги получил в качестве вознаграждения за работу в контролируемых им коммерческих организациях. Между тем, как утверждает Юрий Шмидт, Ходорковский действительно оказывал консультационные услуги иностранным партнерам по широкому кругу экономических вопросов, что подтверждается соответствующими договорами и декларациями. «Очевидна тенденциозность и полная необъективность следствия, как бы «не заметившего» наличия в деле документов, опровергающих главные выводы обвинения», – сказал адвокат. По словам Шмидта, добросовестность налогоплательщика Ходорковского «подтверждается самими материалами дела». «Ходорковский – звезда в мире бизнеса, как в рок-музыке – Маккартни и в опере – Паваротти, – заявил адвокат. – Человек, который своей подписью перечисляет миллионы долларов, якобы придумывает схему по уклонению от уплаты налогов на сущие копейки для него. Уж кем-кем, но крохобором он не был никогда».