Обвинение «абсолютно» уверено, что уже вынесенный Алексею Пичугину приговор – не последний.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Уголовное дело в отношении Алексея Пичугина, расследование которого в настоящее время продолжается, касается покушений на убийство управляющего компании «Ист Петролеум Хандельсгез» Евгения Рыбина в ноябре 1998-го и марте 1999 года. Такое предположение высказал в беседе с корреспондентом «НГ» адвокат сотрудника ЮКОСа Георгий Каганер. «Мы предполагаем, что речь идет об эпизодах, связанных с покушением на коммерсанта Рыбина, – сообщил вчера «НГ» адвокат. – Дело, которое рассматривал Мосгорсуд, было выделено из общего многоэпизодного дела. Как нам объяснили, по эпизодам, касающимся Гориных, Колесова и Костиной, расследование было завершено, поэтому их выделили в отдельное уголовное дело и направили в суд. Расследование по эпизоду с Рыбиным продолжается».
Напомним, что в минувшую среду, спустя два часа после оглашения приговора, гособвинитель по делу Пичугина Камиль Кашаев заявил на пресс-конференции, что следствие по ряду эпизодов, в которых обвиняется Алексей Пичугин, продолжается. Говорить о сути новых обвинений прокурор отказался, поскольку «следствие по этому делу не завершено». Между тем о возможном обвинении Пичугина в организации покушения на Рыбина заговорили почти сразу после ареста сотрудника ЮКОСа 21 июня 2003 года. Как рассказала вчера «НГ» глава Центра содействия международной защите адвокат Каринна Москаленко, в июле того же года из Волгоградской колонии в СИЗО «Лефортово» был этапирован 47-летний Евгений Решетников, который в 2000 году был приговорен Мосгорсудом к 11 годам лишения свободы за покушение на Евгения Рыбина в марте 1999 года. «Его пытались допрашивать следователи, ведущие дело Пичугина, и пытались получить от него показания. Но он отказался. Он подробно объяснил, что он такого человека (Пичугина. – «НГ») не знает и не располагает никакими сведениями на этот счет», – рассказала «НГ» адвокат. Где сейчас находится Евгений Решетников и какова его судьба, Каринна Москаленко не знает.
Как утверждает Москаленко, следователи по делу Пичугина пытались допросить и адвоката Решетникова Вячеслава Пацкова. По словам самого Пацкова, 31 октября 2003 года его продержали в прокуратуре шесть с половиной часов, задавая одни и те же вопросы – про Алексея Пичугина, Леонида Невзлина и других акционеров и сотрудников ЮКОСа. Пацков заявил, что никого из них не знает и давать показания отказался. 26 января 2004 года предварительное следствие по делу Алексея Пичугина было завершено. Эпизода с покушением на Евгения Рыбина в материалах дела не было.
О покушении на Евгения Рыбина вспомнили только спустя полтора месяца после направления в Мосгорсуд дела Пичугина. 26 июля 2004 года на официальном сайте Генпрокуратуры РФ появилось сообщение, что «постановлением Басманного районного суда г. Москвы обвиняемому Леониду Невзлину избрана мера пресечения в виде заключения под стражу». Акционера ЮКОСа обвинили в организации убийства и покушений на убийство. Как говорилось в сообщении, «...являясь членом совета директоров ОАО «НК ЮКОС» и первым заместителем председателя правления ООО «ЮКОС-Москва», Л.Невзлин вступил в преступный сговор с начальником отдела внутренней и экономической безопасности компании А.Пичугиным с целью убийств конкретных лиц, представлявших для компании и самих Невзлина и Пичугина определенную опасность. Во всех случаях Невзлин давал прямые указания Пичугину об организации убийств и их исполнении». Помимо обвинений в организации покушений на убийство Виктора Колесова, Ольги Костиной и супругов Гориных в сообщении говорилось, что «...весной 1999 года ими (Невзлиным и Пичугиным. – «НГ») было организовано покушение на конкурента компании ЮКОС – управляющего компанией «Ист Петролеум Хандельсгез м.б.Х» Е.Рыбина».
Примечательно, что, несмотря на прямое обвинение в организации покушений на вышеперечисленных лиц, в рассматривавшемся в Мосгорсуде деле Пичугина заказчики инкриминировавшихся ему преступлений, по словам Георгия Каганера, были обозначены как «неустановленные лица из руководства ЮКОСа», а обвинение в покушении на Рыбина Пичугину «до настоящего времени не предъявлялось». По мнению адвоката Леонида Невзлина Дмитрия Харитонова, все это свидетельствует об «отсутствии реальных доказательств вины моего подзащитного». «Тот вердикт, который выносили присяжные, и те вопросы, которые им ставились, никоим образом не затрагивают Невзлина, – рассказал «НГ» адвокат. – Пичугина никто не обвинял в том, что он вступил в предварительный сговор с Леонидом Невзлиным. Неустановленные лица из числа руководства ЮКОСа – это шампур, на который можно нанизать кого угодно. Есть политическая задача сделать из Невзлина криминальную фигуру. Эта задача должна каким-то образом решаться. А когда нет реальных доказательств, то решаться она может только разного рода проговорками о том, что где-то за спиной Пичугина маячил Невзлин. А это признаки бессилия».
Органы следствия позицию Дмитрия Харитонова не разделяют. Судя по словам гособвинителя по делу Пичугина Камиля Кашаева, следствие решительно настроено довести дело о покушениях на Евгения Рыбина до суда. На вопрос журналистов, уверен ли он в том, что Алексей Пичугин еще раз предстанет перед судом, Кашаев ответил: «Абсолютно».