Уфимский академик Российской академии естественных наук (РАЕН), ученый с мировым именем Оскар Кайбышев намерен через суд добиваться восстановления в должности директора Института проблем сверхпластичности металлов РАН. Сейчас Кайбышев находится под подпиской о невыезде в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении него сразу по нескольким статьям УК РФ. До сегодняшнего дня ему уже дважды было отказано в восстановлении – в суде первой инстанции и в Верховном суде Республики Башкортостан. «Буквально на днях, как только будет получено решение Верховного суда республики в письменном виде, я подготовлю и направлю в вышестоящую надзорную инстанцию апелляционную жалобу, – заявил вчера корреспонденту «НГ» Оскар Кайбышев. – Я считаю, что суд нарушил мои права на защиту».
В январе ученому было предъявлено обвинение по пяти статьям УК РФ – ст. 283 (разглашение гостайны), ч. 1 ст. 189 (незаконный экспорт материалов, оборудования, технологий и др.), ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст.160 ч. 4 (присвоение или растрата), ст. 327 ч. 3 (использование заведомо подложных документов). Все обвинения были связаны с незаконной, по версии следствия, передачей одной из южнокорейских компаний технологий двойного назначения. Однако 2 марта следствие исключило статью о разглашении гостайны из обвинения «по причине недостаточности доказательной базы».
18 января в связи с возбуждением уголовного дела Оскара Кайбышева отстранили от должности директора ИПСМ. Академик счел отстранение необоснованным и незаконным и обратился в районный суд. Но суд первой инстанции принял решение не в пользу ученого. Кайбышев подал апелляционную жалобу в Верховный суд республики, которая была рассмотрена 24 марта. «В это время я болел, поэтому обратился с письменной просьбой, чтобы заседание перенесли на более поздний срок, – рассказал корреспонденту «НГ» академик. – Я написал, что у меня есть доводы, которые могут стать основой для изменения решения суда первой инстанции». Но, по словам ученого, эти доводы суд выслушать не пожелал, лишив, таким образом, его права на защиту.
Отказ от одного из обвинений вызывает немало вопросов. Если у следствия были доказательства о разглашении ученым государственной тайны (а без этого соответствующая статья появиться в обвинительном заключении не могла), то куда девались эти доказательства? «Все комментарии по данному делу будут даны перед началом судебного процесса», – отклонил вопросы «НГ» представитель УФСБ по РБ Игорь Коваленко.
«Нам удалось представить следствию доказательства того, что Оскар Акрамович не мог разгласить соответствующие сведения, так как не был к ним допущен», – пояснил корреспонденту «НГ» защитник Оскара Кайбышева адвокат Юрий Гервис. По его словам, статья о разглашении гостайны в деле не является главной, хотя в плане общественного резонанса она являлась таковой. «Первая часть этой статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет, – пояснил адвокат. – А статья о растрате в той части, которая вменяется моему подзащитному, – от 5 до 10 лет».
Юрий Гервис отказался давать прогнозы относительно возможного исхода дела в связи с тем, что защита пока не в полной мере изучила его материалы. «Тем не менее у нас уже есть основания утверждать, что и по другим статьям обвинения есть некоторые натяжки следствия», – добавил защитник. По его прикидкам, судебный процесс вряд ли сможет начаться раньше июня.
А пока Оскар Акрамович каждый день ходит в следственное подразделение УФСБ по Республике Башкортостан для ознакомления с материалами дела. «Не задерживайте его долгим разговором, – предупредила корреспондента «НГ» супруга ученого, – а то я не успею его покормить обедом – через час он должен быть в УФСБ». Всего в деле 39 томов. «Осилил пока примерно треть», – сказал академик. Он не стал комментировать факт изъятия из обвинения статьи о разглашении гостайны, заявив лишь, что и оставшиеся инкриминируемые ему деяния держатся на «липовых» доказательствах.