Гособвинитель Дмитрий Шохин считает, что вина Михаила Ходорковского и Платона Лебедева доказана материалами дела. Об этом прокурор заявил вчера в ходе начавшихся в Мещанском суде прений сторон. «Анализ собранных по делу доказательств позволяет сделать однозначный и категоричный вывод о том, что, несмотря на отрицание подсудимыми своей вины, факт совершения ими противоправных действий нашел подтверждение», – цитирует Интерфакс Дмитрия Шохина.
Затем прокурор приступил к изложению сути обвинения, предъявленного Ходорковскому, практически без изменений повторяя обвинительное заключение, озвученное им в начале процесса. Так, по словам Шохина, Ходорковский, работая председателем совета директоров банка «Менатеп», в 1994 году создал организованную группу лиц с целью завладения акциями приватизируемых предприятий. По версии обвинения, экс-глава ЮКОСа и другие лица, входившие в состав организованной группы, «организовали в 1994 году мошенническое завладение 20-процентным государственным пакетом акций ОАО «Апатит» на сумму более 283 миллионов долларов». Добившись права на управление ОАО «Апатит», Ходорковский, по мнению следствия, организовал реализацию апатитового концентрата по заниженной цене подконтрольным ему структурам. Аналогичным образом, как утверждает сторона обвинения, в 1995 году был незаконно приватизирован 44-процентный пакет акций Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ).
Затем Дмитрий Шохин перешел к изложению эпизодов, связанных с налоговыми претензиями к ЮКОСу. По версии следствия, в 1999–2000 годах четыре подконтрольных Ходорковскому коммерческие фирмы, зарегистрированные в закрытом административно-территориальном образовании «Лесной», уклонились от уплаты налогов путем осуществления налоговых платежей векселями ЮКОСа, часть из которых не была погашена. После перерыва Дмитрий Шохин продолжил свое выступление, излагая эпизоды уголовного дела в том порядке, в котором они представлены в обвинительном заключении. В завершение своей речи прокурор, как ожидается, должен назвать сроки, к которым обвинение попросит суд приговорить подсудимых. Следующим в суде выступит представитель МНС – гражданского истца. Завершат прения сторон выступления адвокатов.