Прокурор Москвы Анатолий Зуев огласил вчера официальные результаты строительно-технической судебной экспертизы по уголовному делу об обрушении «Трансвааль-парка». По его словам, причиной трагедии стали неверные конструктивные решения и просчеты проектирования. «После изучения материалов экспертизы следствие определит круг лиц, по чьей вине произошла эта трагедия, а также все обстоятельства, которые этому способствовали», – заявил прокурор Москвы. Главный конструктор аквапарка, рухнувшего 14 февраля прошлого года (тогда погибли 28 человек, более 100 были ранены) Нодар Канчели уже заявил, что «категорически не согласен с выводами, сделанными прокуратурой». «Я по-прежнему считаю, что причиной обрушения стало внешнее воздействие на одну из колонн комплекса», – сказал конструктор в беседе с корреспондентом «НГ».
В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), проведено более 200 различных экспертиз, включая судебно-медицинские, молекулярно-генетические, взрывотехнические и металловедческие. Но помимо этого следствием назначена дополнительная комплексная строительно-техническая экспертиза, которую проводили специалисты Российского федерального центра судебных экспертиз при Минюсте РФ. Цель экспертизы – установление причин и механизма разрушения комплекса. К ее проведению привлечены также независимые эксперты в области обследования зданий и сооружений, топографо-геодезических и вибродинамических исследований и компьютерного моделирования в строительстве. Именно ее результаты поступили теперь в прокуратуру Москвы.
Теперь, по словам Анатолия Зуева, «в соответствии с законодательством в ближайшее время лицам, чья вина будет установлена, предъявят обвинение по соответствующим статьям УК РФ». В дальнейшем уголовное дело ждут обычные этапы прохождения: по окончании предварительного следствия его направят в суд для рассмотрения по существу.
Результаты экспертизы говорят о том, что ответственность за обрушение аквапарка ложится на главного конструктора Нодара Канчели. В беседе с корреспондентом «НГ» архитектор изложил свою точку зрения.
– Я не согласен с выводами, сделанными этой комиссией и озвученными прокурором. По поводу неверных конструктивных решений: здание простояло три года, и ничего с ним не было – никаких признаков. Поскольку если бы где-то что-то начало трещать, администрация комплекса тут же бы сообщила об этом. Но никаких нареканий не было.
– Тогда каковы, на ваш взгляд, причины случившегося?
– Я по-прежнему считаю, что возможных версий обрушения несколько. Первая – это внешнее взрыво-техническое воздействие на одну из колонн. Кроме того, не исключено, что причины геофизические, то есть причина в земле, в грунте под аквапарком.
– Прокурор Москвы заявил, что в ближайшее время будут предъявлены официальные обвинения. Ваши действия в связи с этим?
– Я настаиваю на правильности своих версий случившегося, и потому обвинения должны быть предъявлены не мне. Мы работали только над проектированием покрытия (то есть крыши) и колонн аквапарка.
– Ваш дальнейший прогноз развития событий.
– У меня нет опыта судебных разбирательств, и потому говорить об этом мне сложно.
– Над какими проектами вы сейчас работаете?
– Над большими и серьезными: например, заканчиваем строительство конькобежного стадиона в Коломне (он по площади в 8 раз больше «Трансвааля»). Работаем над Домом правительства Московской области. Начинаем строить Дом правительства в комплексе «Москва-Сити».