Юрий Самодуров осужден, но остается на свободе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В понедельник закончился судебный процесс над организаторами выставки «Осторожно, религия!». Таганский суд Москвы признал директора Музея и общественного центра имени Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую виновными в разжигании национальной и религиозной вражды (ст. 282 УК РФ) и приговорил их к уплате штрафа в сумме 100 000 руб. каждого. Художник Анна Альчук (Михальчук), проходившая по той же статье, признана невиновной и оправдана. Сторона защиты, представленная адвокатами и правозащитниками, заявила о своем намерении обжаловать приговор.
После окончания суда Юрий Самодуров преподнес Людмиле Василовской и Анне Альчук букеты цветов и поблагодарил их «за двухлетние выдержку и мужество». Адвокат Самодурова Ксения Костромина заявила, что защита расценивает исход процесса как победу, поскольку штраф является скорее гражданско-правовым, чем уголовным наказанием.
Выставка «Осторожно, религия!», состоявшаяся в январе 2003 году в музее Сахарова, была воспринята православными радикалами как кощунственная и оскорбительная для чувств верующих. Несколько прихожан церкви св. Николая в Пыжах (настоятель – священник Александр Шаргунов), вооруженные металлическими прутьями и баллончиками с нитрокраской, пришли на выставку и устроили погром в здании музея. Однако суд оправдал погромщиков, после чего начался процесс над организаторами выставки, который продолжался почти два года.
Накануне вынесения приговора российские правозащитники провели в музее Сахарова пресс-конференцию под девизом «Первый идеологический процесс в «демократической» России». Ее участники заявили, что видят в данном судебном процессе крайне опасные тенденции для всего общества. Искусствовед Алексей Клименко сказал, что процесс по делу организаторов выставки – одно из свидетельств того, что «Россия стремительно скользит в сторону фашизма». В свою очередь, международная правозащитная организация Amnesty International распространила заявление, что, если Юрия Самодурова и Людмилу Василовскую приговорят к лишению свободы, они будут признаны узниками совести. Amnesty International допускает, что «выставка могла быть расценена некоторыми людьми как оскорбление», однако «не считает, что содержание какой-либо из работ равноценно призыву к насилию».
Несмотря на то что адвокаты подсудимых были удовлетворены исходом процесса, публика, заполнившая зал суда, осталась недовольна приговором. Сторонники Самодурова были разочарованы тем, что подсудимых не оправдали, а их оппоненты – тем, что виновных не посадили. В перерывах между заседаниями многие из верующих, отрываясь от молитвы, с удовольствием рассказывали, что во дворе здания суда уже стоит «автозак», приехавший за Самодуровым и Василовской. Однако в итоге эти ожидания не оправдались: судья принял решение не делать из подсудимых «узников совести». Хотя в ходе прений сторон прокурор попросил признать трех фигурантов дела виновными в разжигании национальной и религиозной розни и назначить им наказание в виде лишения свободы на срок от двух до трех лет.
Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев в беседе с корреспондентом «НГ» так прокомментировал итог судебного разбирательства: «Самодуров – мой близкий друг, и я очень рад, что он не получил реального срока и окажется на свободе. Это первая реакция. А вторая реакция... Когда я слушал судью, я не мог понять, слушаю я судью светского государства или же это может быть уже адепт православия, какой-то православный иерарх. Он зачитывал по бумажке слова, которые он, по-моему, до конца еще не выучил, которые написали эксперты, одержимые радикальным православием. Более того, там были даже такие формулировки, я приблизительно сейчас их воспроизведу: «...так как православная религия является доминирующей в России, а доминирующей нацией, которая исповедует православие, является русская, то все это искусство, которое критически выступало против православия, в связи с этим разжигало и национальную рознь». По-моему, это настолько юридически некорректная формулировка, что она требует специального комментария».