Продление судом по собственной инициативе его содержания под стражей Михаил Ходорковский встретил спокойно, а новые налоговые претензии – «фолософски».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера судья, председательствующая на процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, самостоятельно, без ходатайств как стороны защиты, так и обвинения, продлила срок содержания под стражей Ходорковского до 14 июля 2005 года. Судья мотивировала это тем, что в связи со скорым началом судебных прений и учитывая количество участников процесса, судебное разбирательство может занять продолжительное время. Срок же содержания Ходорковского в предварительном заключении истекает 14 мая. К этому числу, по мнению суда, судебный процесс не будет закончен. Суд мотивировал продление сроков содержания под стражей тем, что Ходорковский обвиняется в тяжких преступлениях и при изменении ему меры пресечения может скрыться от суда и воздействовать на свидетелей.
«Ничего более беззаконного я не встречал за свою жизнь», – так прокомментировал журналистам решение суда адвокат Ходорковского Генрих Падва. «Позавчера Конституционный суд принял постановление, которое вступило в силу немедленно и обязательно для исполнения всеми районными судами, – цитирует РИА «Новости» слова адвоката. – Суд может по своей инициативе поставить вопрос о продлении меры пресечения, но обязан выслушать мнения всех сторон». Он также отметил, что только после заслушивания доводов участников процесса суд может принять такое решение. «Суд должен был знать это решение Конституционного суда, но вопреки безусловному требованию закона и Конституционного суда, не поставив вопрос на обсуждение, принял такое решение», – сказал Падва.
Напомним, что 22 марта Конституционный суд РФ дал толкование нормам УПК, которые определяют порядок заключения обвиняемых под стражу после поступления уголовного дела в суд. В частности, КС напомнил судьям, что они «не вправе принимать на себя функции обвинения», а также запретил продлевать сроки заключения содержащихся под стражей «автоматом»: прокурор обязан каждый раз возбуждать соответствующее ходатайство, а судья – решать его с участием сторон.
На вчерашнем заседании суда Ходорковский и Лебедев также заявили, что не приемлют предъявленные им налоговыми органами гражданские иски. Отвечая на вопрос Мещанского суда, как он относится к искам налоговиков, Ходорковский заявил: «Они знают, что эти деньги были уплачены векселями, потом были уплачены во второй раз по решению Арбитражного суда, а теперь требуют в третий и четвертый раз. Это называется вымогательством». По поводу иска, предъявленного к нему как к физическому лицу налоговой инспекцией № 5 по городу Москве, Ходорковский сказал, что «закон предусматривал ровно столько, сколько я заплатил». Экс-глава ЮКОСа также отметил, что тратит на благотворительность значительно больше и поэтому относится к иску «философски».
Глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев также заявил, что «гражданский иск бывшего МНС – это откровенное вымогательство». «Нет акта налоговой проверки в отношении меня, нет решения налоговых органов. Это филькина грамота», – цитирует Интерфакс слова Лебедева. Он пообещал предъявить встречные иски к налоговой инспекции и правопреемнику МНС, когда у него будет такая возможность.
Ранее представители налоговых органов заявили в суде о том, что хотят увеличить сумму гражданских исков, предъявленных Ходорковскому и Лебедеву. По мнению истцов, ранее предъявленные суммы должны возрасти за счет пеней и штрафов, которые «набежали» за время нахождения подсудимых в заключении. Так, сумма исковых требований, предъявленных экс-главе ЮКОСа за время его нахождения в СИЗО, по мнению налоговиков, выросла почти на 12 млн. рублей, а налоговые претензии к Платону Лебедеву увеличились на 8 млн. руб.