Следственный комитет при МВД РФ обвиняет бывшего руководителя Госатомнадзора (ГАН) Юрия Вишневского в хищении и присвоении 46 млн. рублей бюджетных денег, принадлежащих федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) Госатомнадзора. Сам экс-министр и его адвокат считают эти обвинения абсурдными. Официальные представители ГАН в беседе с корреспондентом «НГ» отказались от комментариев, предложив поинтересоваться подробностями дела «у того, кто его возбуждал». В Следственном комитете «НГ» подтвердили наличие «дела Вишневского», однако также отказались от каких-либо комментариев.
Как сообщил адвокат Юрия Вишневского Борис Кузнецов, обвинение по ст. 160 УК РФ (хищение путем присвоения) и ст. 33, 201 УК РФ (соучастие в злоупотреблении полномочиями руководителя коммерческой организации) предъявлено его подзащитному 1 марта. Тогда же была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Помимо Вишневского по делу проходит бывший гендиректор ФГУП Сергей Петров, которого также обвиняют в хищении и злоупотреблении полномочиями.
По словам адвоката, ГАН – это управленческая структура, которая непосредственного контроля за объектами атомной промышленности не производит. Ведомство поручает такие работы специализированным ФГУПам и частным структурам. Одно из таких ФГУПов, возглавляемое соратником Вишневского Сергеем Петровым, занималось проверкой соблюдения норм радиационной безопасности на иностранных объектах Минатома, а также на атомных объектах иностранных государств.
Как рассказал Борис Кузнецов, в 2003 году Вишневский, будучи руководителем Госатомнадзора, получил из бюджета 46 млн. рублей. Деньги предназначались на обслуживание договоров с Китаем и Ираном по обследованию атомных станций этих стран на радиационную безопасность. Средства выделялись в долг – до того момента, пока иностранные заказчики не оплатят работы. Схема эта была отработана неоднократно, однако на этом моменте, по словам адвоката, вмешались политические силы. Петрова, по его словам, заменили человеком из новой команды, а точнее, из организации, которую и должен курировать ГАН, – из Минатома. Тогда Сергей Петров организовал ЗАО «Внешнеторговое объединение «Безопасность», которое фактически занималось тем же, что и оставленный им ФГУП. На работу к Петрову перешла значительная часть прежних подчиненных, и ему даже удалось перезаключить контракты с иностранными партнерами.
«Вишневский в июне 2003 года переназначил деньги Минфина на оплату предстоящих расходов в ЗАО, а ФГУП закрыл», – утверждает Борис Кузнецов. Но вскоре Вишневский оставил свой пост, а новый начальник ГАНа Андрей Малышев возродил ФГУП, и Госатомнадзор направил в ЗАО «ВО «Безопасность» официальное письмо с требованием вернуть деньги, что, как подчеркивает Кузнецов, и было сделано. «Все деньги с процентами вернулись обратно во ФГУП с указанием, что сумма подлежит возврату в бюджет», – подчеркнул адвокат. По его словам, в доказательство этого имеются все платежки, однако в бюджет деньги так и не вернулись, а в их хищении следствие обвинило Вишневского и Петрова. Абсурдность ситуации, по мнению адвоката, состоит в том, что деньги были возвращены ФГУПу за год до возбуждения уголовного дела, и следствию это известно, однако в постановлении о предъявлении обвинения этот факт почему-то не указан.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) вроде бы никогда не относился к «хлебным» местам. «Предприятия Минатома России платили ГАНу за выдачу лицензий на деятельность, связанную с обращением с радиоактивными материалами, – пояснил в беседе с корреспондентом «НГ» бывший министр по атомной энергии РФ, академик Виктор Михайлов. – Но все эти платежи всегда шли по официальным каналам, так что здесь «отрулить» какой-то неучтенный финансовый поток очень маловероятно. А какие были другие доходные статьи в деятельности ГАН – об этом мне говорить трудно. Любви между нами, в бытность мою министром, не было, но и ругани с Вишневским тоже не было. А вообще, он не производил впечатление нового русского: квартиры и автомобили не менял, как перчатки».
Еще один высокопоставленный источник в «Росатоме», попросивший не называть его имени, в качестве возможной версии происшедшего выдвинул такую. В последнее время Юрий Вишневский выступал с резкой критикой изменившейся структуры и функций Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности. Он считал, что после объявления административной реформы развитие его бывшего ведомства идет в неправильном направлении. «Может быть, на этой почве происходит сведение счетов», – предположил наш источник.
Из досье «НГ»
Юрий Вишневский родился 13 мая 1943 года. По образованию инженер-физик. После окончания в 1966 году Томского политехнического института работал на предприятиях атомной энергетики. В 1991 году занял пост председателя Государственного комитета РСФСР по надзору за радиационной безопасностью. С января по ноябрь 1992 года – председатель Государственного комитета по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при президенте РФ. С ноября 1992 по июнь 2003 года – председатель Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Освобожден от занимаемой должности в связи с достижением им предельного возраста, установленного для должностей государственной службы. Женат. Имеет сына.