Тревожные слухи о готовящихся терактах, получившие распространение во второй половине декабря в Москве, имели реальную почву. Это подтвердил вчера министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Он заявил журналистам, что боевики, уничтоженные в конце февраля в ходе спецоперации в Нальчике, «планировали провести теракты в различных регионах России, в том числе и в Москве». Глава МВД сообщил также, что операция в столице Кабардино-Балкарии проводилась 21 февраля на основании полученных оперативных материалов силами МВД и ФСБ, а руководил операцией заместитель министра внутренних дел Аркадий Еделев – начальник Регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе.
По словам Рашида Нургалиева, спецоперации предшествовала большая оперативно-разыскная работа в ряде районов Северного Кавказа. «Удалось установить адреса, где скрывались террористы, в том числе из экстремистской организации «Ярмук», – сообщил министр. В ходе спецоперации, по словам главы МВД, были задержаны трое пособников террористов, в том числе две женщины и мужчина, которые подозреваются в подготовке терактов на Северном Кавказе. Кроме того, была ликвидирована лаборатория по производству взрывных устройств, в которой находилось восемь уже готовых взрывных устройств, большое количество гексогена и устройство дистанционного подрыва. Здесь же были обнаружены карты Кабардино-Балкарии и Ставропольского края, на которых отмечены места возможного проведения терактов. Министр не без удовлетворения отметил, что две операции в КБР прошли без потерь личного состава, отличались слаженностью действий.
Рашид Нургалиев не назвал фамилии задержанных в ходе операции, однако они были оглашены ранее представителями правоохранительных органов КБР. В Нальчике в частном доме № 4а по улице Добровольского были взяты под стражу 30-летняя Мадина Кочкарова (вдова организатора и исполнителя теракта у станции метро «Рижская» в Москве Николая Кипкеева), а также 29-летний Ислам Кочкаров и его гражданская жена Айшат Даутова. У Мадины Кочкаровой был изъят паспорт на имя жительницы и уроженки Грозного Марины Умаровой. По информации республиканской милиции, задержанные, выполняя поручения главарей бандформирований, бывали в Панкисском ущелье, Турции, Азербайджане.
В свете вчерашних заявлений министра внутренних дел Рашида Нургалиева становятся понятными и некоторые действия правоохранительных органов, имевшие место в последней декаде февраля. К примеру, в канун Дня защитника Отечества милиция Санкт-Петербурга и Ленинградской области была переведена до 1 марта на усиленный режим несения службы. «Сделано это в связи с получением оперативной информации об угрозе совершения терактов» – так поясняли эти меры официальные представители ГУВД. Под усиленный контроль были взяты образовательные учреждения, метрополитен, вокзалы, аэропорт, а также другие объекты жизнеобеспечения города. Была предупреждена о вероятности таких событий и московская милиция. А Генштаб направил командирам частей телеграмму с требованием усилить меры безопасности, предупредить личный состав о необходимости быть особо осторожными при обнаружении на территории гарнизонов, частей брошенных предметов, в том числе и дамских сумочек, мобильных телефонов и т.п.