Платон Лебедев настаивает на том, что выводы следствия не соответствуют действительности.
Фото Reuters
На вчерашнем заседании в Мещанском суде Москвы Платон Лебедев начал давать показания. Он не признал себя виновным в инкриминируемых ему преступлениях и заявил, что утверждения и выводы следствия «не соответствуют действительности, не основаны на законе и содержат клеветнические и заведомо ложные сведения». Все обвинения, по мнению Лебедева, построены на «сфальсифицированной базе».
Первым в суде выступил адвокат главы МФО МЕНАТЕП Евгений Бару. Он ходатайствовал о приобщении к материалам дела диплома международного клуба «Who is Who» – «За достижения в сфере экономики», выданного Платону Лебедеву, и письма из международной консультативной компании с благодарностью Group Menatep ltd за успехи в восстановлении конкурентоспособности российских предприятий. Эти документы, по мнению адвокатов, помогут сформировать объективное представление о личности Лебедева и его вкладе в российскую экономику. Гособвинитель Дмитрий Шохин выступил против удовлетворения ходатайства. По мнению стороны обвинения, документы, приложенные к ходатайству, «не имеют отношения к рассматриваемому уголовному делу». Суд тем не менее постановил приобщить заявленные документы к материалам дела. Кроме того, суд задал Михаилу Ходорковскому еще несколько уточняющих вопросов, касающихся компаний и людей, упомянутых в обвинительном заключении.
Платон Лебедев начал с заявления о том, что в ряде случаев ему трудно догадаться, в чем именно его обвиняют. «Чтобы защищаться, я должен понимать суть предъявленных мне обвинений, – заявил Лебедев. – Невозможно защищаться, когда в материалах я нахожу непонятные мне экономические определения, которых я не то что в законах, а даже в словарях не нахожу». Для примера Лебедев привел выражение «вывоз оборотного капитала». «Для меня это то же самое, что «ввод депозитного займа». И то и другое абсурдно», – заявил глава МЕНАТЕПа. При этом Лебедев отметил, что изучает экономику уже 35 лет и у него «несколько высших образований, причем все экономические».
Далее Платон Лебедев в свободной форме рассказал о своей работе в банке «Менатеп» и Group Menatep ltd, и суд приступил к его допросу. Первыми вопросы главе МЕНАТЕП задавали его адвокаты. Их в первую очередь интересовала деятельность инвестиционного управления банка «Менатеп». Так, на вопрос адвоката Владимира Краснова, давал ли Лебедев какие-либо указания инвеступравлению банка, касающиеся приобретения пакета акций ОАО «Апатит», подсудимый заявил, что «никаких указаний не давал и вообще на эту тему ни с кем не разговаривал». «Инвестиционное управление, впрочем, как и все остальные управления, было самостоятельным подразделением банка и самостоятельно принимало решение по своей профильной деятельности», – сказал Лебедев. По его словам, о том, что инвеступравление банка занимается приватизацией «Апатита», он узнал «на одной из оперативок», где руководители предоставляли информацию о текущей деятельности своих подразделений».
На заседании суда вчера присутствовали председатель Попечительского совета Института проблем глобализации Михаил Делягин и писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин). В перерыве Михаил Делягин поделился своими наблюдениями с журналистами. В первую очередь он обратил внимание на «безграмотность при составлении обвинительного заключения» и заявил, что обвинение «не могло не знать о тех фактах, на которые обратил внимание Платон Лебедев в своем выступлении».