Траурный митинг, посвященный годовщине трагических событий в московском метро, прошел вчера утром в Москве у станции «Автозаводская». Почтить память жертв одного из самых страшных терактов последнего времени пришли около 800 человек. В 8.40 (именно в этот час 6 февраля 2004 года мощный взрыв, устроенный террористом-смертником, оборвал жизни более 40 человек) все поезда, находившиеся на линии, в память о погибших дали протяжный гудок.
От московского правительства на митинге выступил первый заместитель мэра Петр Аксенов. Он сказал, что столичные власти помогали москвичам, попавшим в беду, однако любая материальная и социальная поддержка не могут вернуть им близких, и поэтому «мы не должны быть безучастными и равнодушными к происходящему». Память погибших участники акции почтили минутой молчания. На платформе станции была открыта памятная доска, на которой высечены имена всех жертв теракта.
Между тем расследование по делу о теракте продолжается до сих пор.
Уголовное дело находится в производстве Управления по расследованию бандитизма и убийств Прокуратуры Москвы. В состав следственной группы, помимо сотрудников управления, включены следователи окружных и районных прокуратур, прокуратуры метрополитена и следственных подразделений ФСБ. Оперативные мероприятия по делу производятся службами ФСБ РФ, ГУБОП МВД РФ и ГУВД Москвы.
Накануне годовщины трагедии пресс-служба Прокуратуры Москвы распространила сообщение, в котором говорится о ходе следствия. «Установлена личность террориста-смертника, на котором находилось взрывное устройство. Им является житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения», – говорится в сообщении. По данным следствия, Ижаев являлся участником незаконных вооруженных формирований и проходил специальную подготовку в лагерях террористов. «Фрагменты трупа Ижаева до настоящего времени остаются невостребованными», – сообщает Мосгорпрокуратура.
Впервые о Анзоре Ижаеве заговорили в сентябре прошлого года после теракта в Беслане. По данным источников «НГ» в ФСБ, после многочисленных генетических экспертиз следователям удалось идентифицировать почти все останки тел (проведены десятки опознаний, более тридцати молекулярно-генетических экспертиз), за исключением нескольких фрагментов. Оперативники предположили, что именно они и могли принадлежать террористу-смертнику. Стали поступать ориентировки на десятки боевиков, и в результате внимание следователей привлек уроженец города Учкекен КЧР Анзор Ижаев. По имеющимся данным, 30 января он приехал в Москву, а потом куда-то исчез. В Учкекен отправилась следственная группа, были опрошены десятки знакомых Анзора, а у его матери взяли кровь для исследований. Впоследствии генетическая экспертиза подтвердила, что останки принадлежат Анзору Ижаеву. По данным следствия, Ижаев входил в группу подрывников, созданную Шамилем Басаевым в КЧР, в 2003 году проходил обучение в лагере боевиков в Ингушетии (здесь молодой человек принял имя Абдул Джабар) и был тесно связан с участником нападения на школу в Беслане Владимиром Ходовым.
Несмотря на то что личность смертника установлена, следователи продолжают поиск лиц, причастных к совершению теракта. Прежде всего специалисты сопоставляют конструкцию примененного взрывного устройства с аналогичными бомбами, изготовленными на Северном Кавказе. Что касается примененного устройства, то эксперты установили: использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Тротил, как утверждают источники в ФСБ, в состав взорванного вещества не входил, а использовался в качестве детонатора для инициирования основного заряда. В качестве поражающих элементов применялись болты и шурупы. Единственное, чего так и не смогли точно установить специалисты, это масса взорванного заряда: по разным данным, она составляет от 2,9 до 6,6 кг. «При подобных исследованиях такой разброс вполне оправдан, – утверждают специалисты. – Существует несколько десятков параметров, по которым рассчитывается масса. В частности, это высота, на которой находился заряд, а установить ее в точности уже никогда не удастся».