Новую сенсацию под названием «Дело Мошковича» скоро может получить общественность – глава холдинга «Русагро» стал очередным олигархом, оказавшимся под дамокловым мечом правосудия. Как стало известно, некоторое время тому назад ему было предъявлено официальное обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.
Обвинение фигуранту нового уголовного дела выдвинули по той же статье УК, что и главе ЮКОСа. Однако представить себя жертвой политических репрессий или борцом за демократию Вадим Мошкович едва ли сможет.
В отличие от предшественников Мошкович – фигура не публичная. Он не позировал перед телекамерами, медиабизнесом не занимался. Все эти годы Мошкович просто делал деньги. Сфера его интересов – перерабатывающие предприятия АПК, которых входит сейчас в холдинг «Русагро» шестнадцать. Правда, сколотив, по мнению журнала «Форбс», 320-миллионное (в долларах, разумеется) состояние, эффективным менеджером наш герой так и не прослыл.
Спустя некоторое время правоохранительные органы обвинили Мошковича в мошенническом присвоении акций завода на общую сумму свыше ста миллионов рублей и использовании для этих целей поддельных документов. Событие, по мнению следствия, имело место в августе 2003 года. Поводом же к означенным действиям, как следовало из постановления о привлечении г-на Мошковича в качестве обвиняемого, послужило якобы выданное Салаватским районным судом в далекой Башкирии решение о переходе завода под контроль аффилированных с «Русагро» коммерческих структур. Решения суда, говорится в документе, были поддельными.
28 мая прошлого года следователем ГУВД г. Москвы с согласия заместителя прокурора города было возбуждено уголовное дело, а 24 января с.г. последовало предъявление обвинения по статье 159 УК РФ.
Вообще, надо сказать, не только те, кому лично довелось иметь дело с Вадимом Мошковичем, но и значительная часть бизнессообщества считает его партнером небезопасным. Он даже удостоился жесткого предупреждения от комиссии по корпоративной этике при РСПП: «Действия Международной консалтинговой группы «Сигма» и ООО «Группа компаний «Русагро» применительно к ЗАО МЭЗ «Кропоткинский» позволяют квалифицировать их как захват предприятия. При приобретении ООО «Группа «Русагро» акций ЗАО МЭЗ «Кропоткинский» были нарушены принципы корпоративной и деловой этики».
26 августа 2004 года Федеральный арбитражный суд Московского округа признал недействительным дополнительный выпуск обыкновенных акций ответчика.
Однако пока фамилия нашего героя занимает свое почетное место в рейтинге самых богатых россиян журнала «Форбс», все происходящее, похоже, г-на Мошковича не смущает. Во всяком случае, настоятельная рекомендация комиссии по этике пойти на компромисс с законными владельцами МЭЗ «Кропоткинский» так и осталась благим пожеланием.
Остается лишь надеяться, что история с «Кропоткинским» будет доведена до законного завершения. Однако есть ли этому все гарантии? Как свидетельствуют источники, в правоохранительных органах заговорили о попытках оказания давления. И это, не исключено, лишь начало. Олигарх не тот человек, чтобы сдаться. Взявшему штурмом не одно успешное предприятие слишком хорошо известно, как поступают с теми, кто сдается. И, как показали дальнейшие события, подобные опасения, видимо, небеспочвенны. На фоне широкого общественного и журналистского интереса к данной теме громом с ясного неба прозвучало сообщение Интерфакса, что «постановление... о привлечении Вадима Мошковича в качестве обвиняемого отменено... как вынесенное преждевременно». То есть сначала постановили – «привлечь», а как только данным делом заинтересовалось журналистское сообщество и оно получило широкий общественный резонанс, решение признается «преждевременным». Такое совпадение не может не вызывать вопросов. В том числе и о возможностях, имеющихся в руках руководства аграрной компании.