Без лишней помпы, можно сказать, быстро и естественно крупнейшая сотовая компания России и СНГ – «Мобильные ТелеСистемы» – вошла в число ведущих операторов континента. Сегодня абонентская база МТС превышает 35 млн. человек. Ровно столько народу живет в Аргентине.
Нет сомнений, что в скором времени армия клиентов МТС будет количественно соответствовать населению стран покрупнее. С учетом динамики развития компании (4,72 млн. абонентов подключено в декабре – всего за один месяц!) условный рубеж «население Испании» – 41 млн. человек – достижим в очень скором времени. Увеличение абонентской базы до уровня «население Великобритании» – это 59 млн. человек – для компании задача, судя по всему, посильная. А произойдет это или нет – как говорится, «не вопрос». Произойдет.
Понятно, что достижения предстоящие впечатляют нас куда сильнее уже взятых высот. Однако и оглянуться назад иногда стоит. Подключить за один месяц 4,72 млн. абонентов – это все равно что одним махом телефонизировать Санкт-Петербург – столько людей населяют сегодня Северную столицу. Представьте, подключить каждого жителя мегаполиса за 1 месяц! Звучит нереально, но в то же время это, фигурально выражаясь, «рабочие будни» МТС.
Характер действий МТС в странах, где работает компания (а кроме России это Украина, Белоруссия и Узбекистан), позволяет утверждать, что свое лидерство компания вряд ли уступит кому-то в обозримой перспективе. Показателен пример остросюжетной «битвы за Москву», развернувшейся между МТС и его ближайшим преследователем «Би Лайном» в конце прошлого года. Последний приложил все усилия, чтобы догнать МТС если не в масштабах всей страны, то хотя бы в Москве. Но сделать это так и не смог. Яркая маркетинговая кампания МТС позволила оператору не только удержать лидерство в столице, но и заметно увеличить отрыв от конкурента. По данным столичных сотовых дилеров, в декабре «Джинс» от МТС у них покупали в два раза чаще, чем комплекты других операторов.
Вообще, говоря о подключениях, нужно отметить, что прошлый год был уникальным периодом развития российского сотового рынка. Цифры говорят сами за себя: в прошлом году к сотовым сетям подключились 37,91 млн. россиян (такие данные приводит исследовательское агентство iKS-Consulting). По сравнению с 2003 годом число сотовых абонентов выросло на 104% – более чем в два раза. Уровень проникновения сотовой связи по итогам прошлого года составил 51,2% – в результате по этому показателю Россия встала наравне с наиболее технологически развитыми странами. Для сравнения: в США мобильный телефон появился у каждого второго жителя страны лишь на год раньше – в 2003 году.
Кстати, в том же 2003 году Минсвязи РФ публиковало прогноз, в соответствии с которым к 2010 году во всей России ожидалось 35 млн. пользователей сотовой связи. Сегодня суммарная абонентская база отечественных сотовых компаний превышает 74 млн., а 35 млн. абонентов обслуживает одна только МТС.
Специалистов удивляет не только количество российских пользователей сотовой связи и темпы роста рынка, но в еще большей степени – эластичность рынка. Так, к концу прошлого года у многих экспертов сложилось впечатление, что московский сотовый рынок насыщен, что телефон в российской столице купили уже все, кто хотел, и продажи неминуемо упадут. Но результаты продаж показали обратное. В декабре в сети МТС в Москве заговорили еще 741 000 (!) новых абонентов. Такой рост объяснялся, конечно, не только покупательной активностью москвичей – продажи стимулировали и маркетинговые программы операторов. МТС, к примеру, проводила особо актуальную в преддверии новогодних праздников акцию – каждому подключившемуся к сети компании в декабре дарили комплект «Джинс». Этим подарком абонент мог обрадовать своих родственников, чтобы на связи оказалось как можно больше людей. Подарочные комплекты подключений долгие годы оставались для россиян несбыточной мечтой – такие акции прежде проводили лишь богатые западные сотовые операторы. Но теперь масштабы бизнеса отечественных компаний так велики, что наши операторы могут позволить себе роскошь не брать деньги за право стать абонентами. Приятное для абонентов новаторство МТС в прошлом году проявилось и в производственном плане: первой среди российских сотовых компаний МТС начала выпуск телефонов под собственной маркой, причем телефоны эти, при том что они удовлетворяют в полной мере весь набор запросов потребителей, продаются по специально заниженной цене. Смысл в том, что оператор стремится не разбогатеть за счет продажи «трубок», а получить как можно больше новых абонентов и при этом как можно внимательнее относиться к уже существующим клиентам компании. В этом плане стоит отметить новаторство МТС в России – в прошлом году эта компания решила, что время для больших шагов навстречу клиенту пришло, и предложила скидки на услуги связи. Их размер составил от 15 до 50% при условии заключения годового контракта на обслуживание.