В пятницу в Генпрокуратуре России состоялось расширенное заседание коллегии, в котором приняли участие президент Владимир Путин и высшие федеральные чиновники. Вместе с президентом на мероприятие прибыли глава правительства Михаил Фрадков, руководитель кремлевской администрации Дмитрий Медведев, полпреды президента в федеральных округах, директор ФСБ Николай Патрушев, глава МВД Рашид Нургалиев, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, спикер Госдумы Борис Грызлов, депутаты Госдумы и многочисленные высокопоставленные гости.
Открыл заседание Владимир Путин. В небольшом выступлении президент России особое внимание уделил необходимости «грамотного и неукоснительного уголовного преследования лиц, причастных к терроризму». «Необходимо особенно тщательно осуществлять уголовное преследование лиц, в том числе находящихся за рубежом, причастных к терактам и их подготовке», – передает Интерфакс слова Владимира Путина.
Затем наступило время отчетного доклада генпрокурора РФ Владимира Устинова, для которого эта коллегия – последняя предсказуемая возможность высказаться при столь высокой аудитории (в мае истекает его пятилетний срок полномочий). Сначала Владимир Устинов заговорил о коррупции, которая, по его словам, «достигла опасно высокого уровня». При этом генпрокурор вспомнил, что отмечал эту проблему и в своем прошлогоднем докладе. «Не могу сказать, что ситуация существенно изменилась, но подвижки с «плюсом» очевидны», – сказал он, добавив, что фактов взяточничества выявлено на 21,5% больше, чем раньше.
Затем Владимир Устинов весьма негативно отозвался о деятельности Минюста РФ – в основном за находящуюся в его ведомстве систему судебных приставов. «Создается впечатление, что судебные приставы в государстве живут по своим понятиям и правилам», – заявил генпрокурор. В частности, вина приставов состоит в том, что они «как не работали по принудительному взысканию в бюджет налоговой задолженности и таможенных платежей, так и не работают». В связи с этим Владимир Устинов высказался за передачу службы судебных приставов из ведения Минюста в судебную систему. «Пачками приходится возбуждать уголовные дела в отношении приставов, которые допустили халатность, совершили мошенничество, хищение, злоупотребление по службе», – заявил Устинов.
После этого Владимир Устинов подверг критике работу сотрудников правоохранительных органов, которые «в целом не справляются с возложенными на них задачами». «Сегодня милиция выполняет много функций, но главная функция – это защита людей от преступных посягательств. А в сложившейся ситуации с регистрацией преступлений получается, что она объективно покрывает преступников, помогает им избежать заслуженного наказания, потому что часть преступлений вообще не регистрируется», – заявил Владимир Устинов. Коснулся генпрокурор проблемы правонарушений среди сотрудников милиции. «В рядах блюстителей правопорядка немало тех, кто либо ходит на грани преступления, либо давно ее преступил», – сказал генпрокурор. Владимир Устинов неудовлетворительно оценил также работу следственных органов МВД.
Когда дошла очередь до Минобороны, выяснилось, что главная претензия к армии – воровство. «Если сложить, что наворовали и разбазарили только за последние два года, то получится треть месячной потребности на выплату денежного довольствия всем военнослужащим Вооруженных сил – более 1,7 млрд. руб.», – отметил Устинов. При этом генпрокурор отметил, что в прошлом году за хищения привлечены к уголовной ответственности почти 400 материально ответственных лиц. «Причем не рядовые «мелкие сошки», а начальники с большими звездами на погонах», – подчеркнул он. Привел Устинов и конкретные эпизоды, к примеру, кражу вертолетного двигателя стоимостью почти 1,5 млн. руб. с территории аэродрома в Ханкале. Кроме этого, военные разворовали 11 тысяч тонн ГСМ, в том числе 7 тысяч тонн авиационного керосина. «Такого количества хватило бы полку МиГ-29 на четыре месяца боевой учебы, – подчеркнул Устинов. – Вот и судите, что украли – керосин или безопасность воздушного пространства».
В заключение заседания президент Владимир Путин заявил, что «в современном обществе, которое рассчитывает на будущее, главным приоритетом и главной фигурой является гражданин. Человек, который свободен, но в то же время уверен в крепости государственных институтов». «Судя по тому докладу, который мы сегодня слышали, нам еще далеко до решения этой задачи. Но я уверен, мы в состоянии ее решить», – сказал президент.