Михаила Ходорковского, возможно, будут возить на еще один суд.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев стали фигурантами нового уголовного дела. Генеральная прокуратура России возбудила в отношении экс-главы ЮКОСа и руководителя МФО МЕНАТЕП уголовное дело по ч. 3 ст. 174 УК РФ (легализация денежных средств). При этом адвокаты подсудимых узнали об этом последними. Как выразился в беседе с корреспондентом «НГ» защитник Платона Лебедева Владимир Краснов, «в самое ближайшее время мы будем выяснять, о чем вообще идет речь». «Пока мы пребываем в некотором недоумении, – сказал адвокат. – Мы не видели ни постановления о возбуждении уголовного дела, ни постановления о привлечении наших подзащитных в качестве обвиняемых или подозреваемых. Расследование ведется, а человек даже не знает, в чем его обвиняют. Мягко говоря, ситуация парадоксальная».
О возбуждении уголовного дела адвокаты подсудимых узнали в минувшую пятницу в Мещанском суде от Михаила Ходорковского. По словам Владимира Краснова, в четверг вечером, по возвращении в СИЗО, экс-главе ЮКОСа вручили извещение, в котором было указано, что со 2 декабря прошлого года в отношении Ходорковского, Лебедева и других лиц ведется расследование по ч. 3 ст. 174 УК РФ. Адвокаты подсудимых выразили недоумение относительно процедуры уведомления о возбуждении уголовного дела, однако суд на заявления защиты о нарушении процессуальных норм не отреагировал, предложив адвокатам продолжить представлять свои доказательства. Гособвинитель на процессе Дмитрий Шохин не комментировал сложившуюся ситуацию.
Официальный комментарий представителей Генпрокуратуры появился в пятницу к вечеру и, как утверждает Владимир Краснов, «ситуацию не прояснил». Неназванный представитель прокуратуры подтвердил Интерфаксу, что «2 декабря прошлого года было возбуждено уголовное дело по ст. 174 ч. 3 УК РФ (легализация денежных средств) в отношении Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и ряда других лиц». «Следственные действия в рамках возбужденного дела с участием Ходорковского и других пока не проводились. Обвинение по этому делу никому не предъявлялось», – сказал собеседник информагентства. По его словам, Ходорковский, Лебедев и другие подозреваются в легализации, по предварительным данным, 10,6 млн. долларов. Однако о каких именно деньгах идет речь, представители следствия не уточнили. Адвокаты пока также затрудняются ответить на этот вопрос. «Речь идет о легализации или отмывании денежных средств, полученных в результате совершенного преступления, – пояснил «НГ» Владимир Краснов. – Но преступление считается совершенным, только когда приговор вступает в законную силу. Никаких приговоров в отношении Лебедева или Ходорковского не существует. Соответственно и предположить, о каких деньгах идет речь, довольно трудно».
А по мнению координатора защиты акционеров ЮКОСа Генриха Падвы, как передал Интерфакс, «возбуждение нового дела связано с неуверенностью следствия в собственных силах». «Они понимают слабость предъявленных Ходорковскому и Лебедеву обвинений и на всякий случай проводят дополнительное расследование, чтобы подстраховаться, если провалится обвинение по рассматриваемому в Мещанском суде делу», – сказал адвокат.
Нет ясности и в вопросе, кто и как будет защищать интересы Ходорковского и Лебедева в ходе следствия по новому уголовному делу. «Те адвокаты, которые с утра до вечера заседают в суде, фактически лишены возможности оказывать юридическую помощь Ходорковскому и Лебедеву на предварительном следствии», – рассказал «НГ» Владимир Краснов. Единственное, в чем убеждены адвокаты акционеров ЮКОСа, – в невозможности объединить два уголовных дела в одно. «В новом УПК нет механизма соединения нового обвинения со старым во время судебного процесса. Грубо говоря, добавить новую статью к уже имеющимся обвинение не сможет», – заявил «НГ» Владимир Краснов. Таким образом, не исключено, что Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по окончании процесса в Мещанском суде ждут новые судебные разбирательства. Впрочем, Владимир Краснов считает, что говорить об этом еще рано: «По результатам предварительного следствия прокуратура может либо предъявить обвинение, либо закрыть дело за отсутствием доказательств, состава преступления и по прочим причинам».