Официальный представитель Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ Илья Колубелов вчера косвенно подтвердил, что в некоторых учреждениях пенитенциарной системы начали устанавливать спецтехнику для создания локальных радиопомех для сотовой связи. «Законодательство допускает возможность применения технических средств подавления радиосигналов учреждениями уголовно-исполнительной системы», – заявил он Интерфаксу. Илья Колубелов подчеркнул, что пользование средствами мобильной связи для лиц, содержащихся в местах лишения свободы, запрещено, добавив, что эта мера предусмотрена в целях предотвращения преступлений. В УИН Москвы корреспонденту «НГ» подтвердили, что «соответствующие установки приобретены и установлены». Однако сообщить, что послужило причиной применения столь серьезных спецсредств на территории столичных СИЗО, отказались даже в оперативном управлении УИН.
Таким образом, представители ФСИН фактически признали свое бессилие в борьбе с наводнением следственных изоляторов и исправительных учреждений телефонами мобильной связи. Авторам этих строк тоже приходилось принимать звонки прямо из камер, от осужденных и находящихся под следствием, которые жаловались на «тюремный беспредел». В том числе и из таких строгорежимных учреждений, как небезызвестная московская Бутырка. Каким же образом средства мобильной связи попадают туда, куда, казалось бы, и мышь не должна прошмыгнуть? Беседовать на эту тему с корреспондентом «НГ» Илья Колубелов не стал, посоветовав «обратиться с официальным запросом».
А люди, вышедшие из СИЗО, утверждают, что обзавестись мобильником в камере – не проблема: были бы деньги. Причем тот, кто доставит телефон в камеру, даст гарантию, что его не изымут во время очередного «шмона». «Для меня все очевидно – эта ситуация не нуждается в комментариях», – заявил корреспонденту «НГ» адвокат Генри Резник.
Источники «НГ» в ГУВД Москвы напомнили события осени прошлого года, когда оперативники Управления по борьбе с экономическими преступлениями задержали сотрудника одного из подразделений ГУИНа. У милиционеров появилась информация о том, что в СИЗО № 5, расположенном на Выборгской улице, существует тайный канал, по которому в изолятор можно передать мобильный телефон. Сыщики представились сотрудникам изолятора родственниками одного из арестованных и попросили о содействии. Передать мобильник в камеру вызвался начальник корпусного отделения отдела режима. За услугу он попросил всего 100 долларов. При этом офицер пообещал, что если трубку найдут при обыске в камере, то ее даже не станут изымать.
Дело дошло до того, что некоторые криминальные авторитеты, уже выйдя на свободу, организовывали голодовки, акции неповиновения и другие беспорядки в местах недавнего пребывания. Понятно, что без хорошей связи с бывшими сокамерниками такое было бы невозможным.
Похоже, «глушилки» остались последней надеждой руководителей учреждений уголовно-исправительной системы. Но уже первый опыт показал, что внедрение весьма дорогостоящего новшества (комплект спецаппаратуры, по некоторым данным, стоит около 100 тыс. долл.) не обошлось без «побочных последствий». Отрезанными от оператора связи оказались не только осужденные и подследственные, но и ни в чем не повинные жители окрестностей, прилегающих к СИЗО и исправительным учреждениям.
В пресс-службе ОАО «ВымпелКом» корреспонденту «НГ» рассказали: «В конце прошлого года в компанию поступило несколько сообщений, в основном от корпоративных клиентов – компаний, чьи офисы расположены вблизи московских следственных изоляторов, о том, что ухудшилось качество связи. Наши специалисты провели проверку. В районе трех улиц – Выборгской, Новослободской и Матросской Тишины – были обнаружены так называемые широкополосные помехи. Проведенный анализ показал, что решить проблему техническими методами – увеличить мощность передатчика или перенаправить его – нельзя. По нашим сведениям, не решили проблему и наши конкуренты. После этого мы направили соответствующие материалы в Федеральную службу по надзору в сфере связи».
Комментируя появившиеся в ряде СМИ сведения о проблемах у абонентов сотовой связи, вызванные якобы действиями сотрудников СИЗО, Илья Колубелов заявил Интерфаксу: «Никакими официальными данными, подтверждающими факты появления радиопомех для абонентов сотовой связи в результате действий сотрудников уголовно-исполнительной системы, мы не располагаем. Если возникают какие-то вопросы с мобильной связью, то абонентам следует прежде всего обращаться к своим операторам».