Девятьсот семьдесят семь преступлений, связанных с похищением людей, зарегистрированы за неполный год в России. «Несмотря на то что в общем объеме преступлений факты похищения и незаконного лишения свободы людей составляют менее десятой доли процента, ситуация в этой сфере по-прежнему остается достаточно сложной», – заявил вчера на брифинге в МВД и.о. замначальника департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом полковник Юрий Демидов. Особое беспокойство у милиционеров вызывает Северный Кавказ: настолько, что в этом году там были созданы спецгруппы, занимающиеся расследованием данного вида преступлений.
Проблема воровства людей наиболее актуально встала перед правоохранительными органами в середине 90-х годов: преступные группировки похищали предпринимателей, а затем требовали выкуп. В последнее время криминал предпочитает иные формы «работы», однако говорить о полном отказе от похищений нельзя. За 9 месяцев 2004 года МВД зарегистрировало 977 подобных случаев. «Общее число преступлений несколько снизилось по сравнению с предыдущим годом, – заявил Демидов. – Однако настораживает такой факт: значительная часть похищений совершается организованными группировками». При этом портрет жертвы киднэпперов не меняется в течение последних нескольких лет. «Для похитителей особый интерес представляют люди в возрасте от 20 до 30 лет, имеющие значительный доход, либо их близкие родственники», – сказал Демидов.
Нередко в преступные «разработки» попадают иностранцы. Как сообщили корреспонденту «НГ» в МВД РФ, «в этом году жертвами злоумышленников становились граждане США, Германии, Франции, Израиля и Словакии». Наибольший резонанс вызвало преступление, совершенное в отношении гражданки Словакии Мириам Евиковой. 26 мая 28-летняя сотрудница чешской организации «Помощь беженцам» Евикова отправилась из Пятигорска в Ингушетию. Связь с ней прервалась 1 июня. Вскоре неизвестные позвонили в офис организации в Москве и потребовали за освобождение заложницы миллион долларов. Освободили Евикову только спустя пять месяцев. Преступников пока так и не нашли.
А в Самарской области продолжается суд над группировкой похитителей под руководством Алексея Мозалева. В банду входили жители Оренбурга, а в списке пострадавших от нее – несколько руководителей крупных фирм. Вначале они подыскивали жертву, затем собирали о клиенте максимум информации, устанавливали слежку, прослушивали телефонные разговоры и даже фотографировали родственников. Затем жертву похищали и предлагали принять смерть на выбор – от огнестрельного оружия или от укола шприцем с кровью, зараженной ВИЧ-инфекцией. Спасение мог обеспечить только заплаченный похитителям выкуп, сумма которого в отдельных случаях достигала 100 тыс. долларов.
Как ни странно, на вчерашнем брифинге не прозвучала «ритуальная» до недавнего времени фраза борцов с оргпреступностью о том, что похищение людей – один из самых коррумпированных видов бандитского бизнеса. Между тем то, что забывать об этой особенности киднэппинга рано, свидетельствует последний случай похищения человека. Позавчера в Москве сотрудники оперативно-поискового управления ГУВД столицы освободили 43-летнего жителя Азербайджана Давида Гусейнова, которого удерживали в квартире дома на Большой Семеновской улице. Из четверых подозреваемых в преступлении пока задержан один – 31-летний старший сержант столичного ОВД «Красносельский» Ренат Якубов, у которого изъяли газовый пистолет «Байкал-79», переделанный для стрельбы боевыми патронами.