Норвежские власти намерены выяснить причины гибели российского траулера «Малахит», потерпевшего в среду крушение в Баренцевом море. Несмотря на все усилия экипажа спасательного буксира «Пурга», подоспевшего на помощь судну, в ночь на четверг оно затонуло. Как сообщил руководитель пресс-службы Управления ГО и ЧС по Мурманской области Владимир Гриднев, примерно в полночь «Малахит» сильно накренился и пошел ко дну в ста милях юго-западнее норвежского острова Медвежий.
По официальным данным, из 20 членов экипажа траулера, двое – технолог рыбной продукции Николай Руденко и кок Владимир Дресвин – погибли, еще один моряк получил тяжелое ранение. Тела погибших рыбаков, по словам Гриднева, сначала будут доставлены в Киркенес (Норвегия), откуда после установления причины смерти их самолетом перевезут в Мурманск. Туда же, как предполагается, сегодня из Норвегии прибудет автобус с первыми шестью спасенными членами экипажа «Малахита». Остальные 12 рыбаков будут доставлены в Мурманск в ближайшее время.
Как сообщили «НГ» в Управлении ГО и ЧС Мурманской области, сигнал SOS с «Малахита» (порт приписки – Мурманск, принадлежит рыболовецкому предприятию «Карат») поступил в 5.40, когда судно находилось в норвежских территориальных водах в 400 милях от Мурманска. Капитан сообщил, что волна сорвала крышку трюмового люка, и туда хлынула вода. Почти сразу судно дало крен, и весь экипаж вынужден был перебраться на надувные плоты, откуда людей через некоторое время эвакуировали норвежские и российские спасатели. Двоих моряков спасти не удалось.
Пока по факту гибели моряков не возбуждено уголовное дело. Сейчас, как сообщили «НГ» в Мурманской транспортной прокуратуре, выясняются все обстоятельства происшествия. Однако, как правило, катастрофы судов с гибелью членов экипажа всегда заканчиваются уголовными делами. А иногда – и более громкими расследованиями, как, например, история с гибелью сухогрузов «Вест» и «Ароса» у берегов Приморья. (Всего в трех последних морских катастрофах погибли 35 человек.) На днях депутаты Законодательного собрания Приморского края обратились к правительству РФ с просьбой разобраться с состоянием служб, которые занимаются спасением людей на воде, и установить причины гибели двух кораблей.
Поводом для депутатского запроса стала информация первого замначальника ГУ ГО и ЧС Приморского края Алексея Губарева, озвученная на заседании ЗакCа. Оно было сделано в закрытом режиме (по словам Губарева, доклад содержал государственную и служебную тайну), но час спустя вышедший к журналистам спикер Сергей Сопчук заявил, что единственная служебная тайна, которая прозвучала на слушаниях, касалась ведомственной инструкции по спасению людей на воде. Согласно этой инструкции, МЧС занимается спасением людей только в пределах 12-мильной прибрежной зоны. А все, что происходит за пределами этой зоны, – прерогатива Минтранса. В результате ведомственной неразберихи операция по спасению экипажей лесовозов «Ароса» и «Веста» началась не 2 ноября, когда судна потерпели крушение, а лишь 4-го. К этому времени люди уже почти двое суток находились в ледяной воде, и шансов выжить у них практически не было.
По мнению Губарева, в трагедии сухогрузов вина прежде всего лежит на береговых службах, которые выпустили суда из портов, несмотря на штормовое предупреждение, и на Минтрансе, в зоне ответственности которого погибли люди.
У спасательно-координационного центра Владивостока, являющегося подразделением Минтранса, заключен соответствующий договор с компанией «Влад-Авиа». Однако депутат Владимир Сайбель, возглавляющий эту компанию, себя виновным в гибели людей не считает. «Не знаю, чьи вертолеты не летали в первые два дня трагедии, но мои летали», – заявил он в беседе с корреспондентом «НГ», подчеркнув, что для спасения людей компания сделала все, что могла.
Владивосток