Трагически завершился вчерашний побег из подмосковной воинской части двух вооруженных солдат-срочников. По дороге от своей части до города Дмитрова близнецы Александр и Дмитрий Опарины успели расстрелять двух милиционеров, а потом захватили заложников. В результате спецоперации по их освобождению, в которой были задействованы милиция, военные и представители ФСБ (в том числе бойцы «Альфы»), один из дезертиров покончил жизнь самоубийством, а второй был задержан. Заложники, по утверждению представителей правоохранительных органов, не пострадали.
Как сообщили корреспонденту «НГ» в Главной военной прокуратуре, ЧП случилось в учебном центре Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ (ранее – Высшие офицерские курсы «Выстрел»), расположенном в Солнечногорске. В четверг около 5 часов утра два солдата срочной службы братья-близнецы Александр и Дмитрий Опарины с оружием покинули часть. Подробности побега в ГВП раскрывать не стали, но, по информации из милицейских источников, инициатором побега стал Александр. Он, воспользовавшись невнимательностью начальника караула, похитил автомат АК-74 с 60 патронами, забаррикадировал дверь караульного помещения, оборвал связь с ним и побежал в автопарк, где стоял на часах его брат Дмитрий. Покинув расположение части, они уже вдвоем заявились в кафе «Звездный» на улице Дзержинского и на выходе из него попались на глаза двум сотрудникам отдела вневедомственной охраны. Поведение солдат показалось милиционерам подозрительным. При попытке проверить документы дезертиры открыли огонь на поражение, застрелив прапорщиков 37-летнего Виктора Минаева и 30-летнего Андрея Гучкова.
Стремясь как можно быстрее бежать с места убийства, дезертиры остановили автомобиль «Газель» и, захватив в заложники двух пассажирок, выехали в подмосковный Дмитров. Но здесь их уже ждали. Сотрудники милиции блокировали автомобиль с вооруженными дезертирами на улице Подъяченская. Воспользовавшись замешательством захватчиков, заложницы бежали. И тогда Опарины, чтобы не лишаться «живого щита», захватили частный дом вместе с двумя его пожилыми хозяевами.
К месту захвата стянули значительные силы, был создан объединенный штаб по разрешению ситуации, в который вошли представители военных, милиции и ФСБ. На место происшествия прибыл и начальник Общевойсковой академии ВС РФ генерал-полковник Владимир Попов (в/ч 01451, в которой служили братья, обслуживала учебный процесс слушателей академии). Основная трудность заключалась в том, что засевшие в доме дезертиры не выдвигали никаких требований и не шли на переговоры. Сначала представители штаба заявили представителям СМИ, что никакого штурма дома не будет. Каким образом удалось освободить заложников и захватить оставшегося в живых дезертира, не афишируется.
Что подвигло братьев на побег? Вновь пресловутая «дедовщина»? «Эта версия исключается, так как Опарины, призванные из Челябинска, отслужили уже по полтора года и сами являлись, говоря солдатским языком, старослужащими», – заявил вчера корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы ГВП Михаил Яненко. О невыносимых бытовых проблемах тоже вряд ли может идти речь: одному из авторов этих строк приходилось бывать в упомянутом центре. По общеармейским меркам, это одна из наиболее благоустроенных частей: на базе этого учебного центра проходили переподготовку не только офицеры Российской армии – здесь также готовили кадры для миротворческих операций ООН, в том числе и иностранные. «Пока не завершится широкомасштабная прокурорская проверка, никаких вероятных версий озвучивать не будем», – заявила вчера корреспонденту «НГ» представитель военной прокуратуры Московского военного округа Наталья Земскова.
Дезертирство, в том числе и с оружием, – сегодня не редкость. А вот дезертирство, сопряженное с захватом заложников, – это уже новое, на порядок более опасное явление, которое может получить распространение. И хотя вчера высшее руководство Минобороны воздержалось от оценок инцидента, о серьезной тревоге военных можно судить по заявлению начальника пресс-службы министерства Вячеслава Седова, который назвал ЧП «беспрецедентным». «Если Опарины не сложат оружие и не сдадутся властям, то они будут уничтожены», – сказал он корреспонденту ИТАР-ТАСС перед началом операции по освобождению заложников. Столь жесткий публичный ультиматум-предупреждение явно прозвучал не только для братьев Опариных, а служил своего рода предупреждением всем, кто решится последовать их примеру.