Во время конференции. Слева направо: уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Лема Хасуев, российский омбудсмен Владимир Лукин и глава МВД Рашид Нургалиев.
Фото предоставлено МВД РФ
Первоочередные задачи по соблюдению прав человека сотрудниками органов внутренних дел определил глава МВД России Рашид Нургалиев. «Необходимо привести ведомственную нормативно-правовую базу в соответствие, которое отвечало бы потребностям сегодняшнего дня», – заявил министр на прошедшей на этой неделе в Москве в Университете МВД РФ международной конференции «Права человека и гражданское общество». Конференция стала результатом подписания 14 октября 2004 года соглашения между уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным и Рашидом Нургалиевым о сотрудничестве органов исполнительной власти с правозащитными организациями.
Как отмечалось на конференции, вопрос о соблюдении прав и свобод человека на территории России особенно остро встал в последние годы. Именно в это время значительно возросло число нареканий граждан на деятельность как отдельных сотрудников милиции, так и МВД в целом. Выступая на конференции, министр не стал скрывать наличие подобных инцидентов. «Многочисленные факты неуважительного отношения к людям, черствость и грубость, неединичные отказы в возможности реализовать свои законные права – это реальность сегодняшнего дня», – заявил Нургалиев, добавив, что «имеется тенденция к увеличению количества жалоб граждан». Как изменить ситуацию?
Правозащитники и правоохранители предложили такие выходы. Рашид Нургалиев сообщил, что в самое ближайшее время «будет повышена требовательность к отбору кадров», а также «разработаны рекомендации для личного состава по соблюдению прав гражданина». В МВД корреспонденту «НГ» сообщили, что «методички для личного состава будут составляться ведущими специалистами МВД совместно с правозащитниками». Еще одной задачей, по словам министра, станет «укрепление взаимодействия с различными государственными и общественными правозащитными организациями по усилению контроля за деятельностью органов в деле обеспечения прав человека». При этом глава МВД подчеркнул, что «органы внутренних дел намерены оказывать правозащитным организациям практическую помощь».
Присутствующие на встрече представители правозащитных организаций заметили, что нельзя ограничиваться в работе только правовым обучением личного состава. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что «единственный путь к улучшению ситуации – привлечение общественности к работе правоохранительных органов. Каждый шаг, каждое решение должны быть прозрачны и для граждан, и для СМИ. Мы должны знать, на основании каких законов, почему они поступают так или иначе». А полномочный представитель РФ при Европейском суде по правам человека Павел Лаптев затронул вполне конкретные вопросы, например, связанные с работой дорожной милиции. «Нужно готовиться к тому, что жалобы по линии бывшей ГАИ–ИБДД дойдут до Европейского суда».
Итогом конференции можно считать заявление Владимира Лукина: «Мы должны строго и неуклонно следовать Конституции, где во второй главе указано, что одной из важнейших задач государства является неукоснительное соблюдение и защита прав человека». В заключение Лукин добавил: «Я сторонник того, что правовое сознание должно включаться в человеке с детства. Я даже выдвигал предложение, что правовое воспитание должно начинаться не в вузах, а с детского сада».
Подписанный Владимиром Лукиным и Рашидом Нургалиевым меморандум содержит не только декларативные заявления. Впервые достигнута официальная договоренность о том, что правозащитники могут быть включены в состав рабочих групп МВД, выезжающих, к примеру, с комплексной проверкой в регионы. Принесет ли это нововведение реальную помощь – покажет время. Вероятно, присутствие гражданских контролеров поможет избежать показухи. Вместе с тем милиционеры понимают, что правозащитники далеки от милицейской специфики, и обещают помочь им быстро и грамотно разобраться в сложных ситуациях.