Вслед за недавно арестованным менеджером управляющей компании НК ЮКОС – ООО «ЮКОС-Москва» Алексеем Курциныным, как сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на одного из иностранных акционеров ЮКОСа в последние дни в число подозреваемых попали еще несколько десятков менеджеров среднего звена компании в Москве и регионах. «Правоохранительные органы перешли от обвинений акционеров и топ-менеджеров к обвинениям и арестам рядовых сотрудников, и это шокирует. Обыски проходят почему-то по ночам, причем у вполне законопослушных людей. Думаю, это приведет к параличу компании, она не сможет защищать свои интересы тогда, когда ей грозит потеря почти всех активов», – передает агентство слова своего собеседника.
Арест и.о. управляющего делами ООО «ЮКОС-Москва» Алексея Курцина санкционировал Басманный суд. Следствие предъявило Курцыну обвинение по ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата вверенных средств в крупном размере). По мнению следователей, в июне 2004 года по прямому указанию Алексея Курцина 22 млн. руб. были перечислены на счет Фонда инвалидов Удмуртии для оказания благотворительной помощи, но в Удмуртию не дошли, а были обналичены и присвоены. Однако, как заявил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин, «самое необычное в данном деле то, что в материалах отсутствует потерпевшая сторона. Получается, что деньги похищены у ООО «ЮКОС-Москва», а никакого заявления в правоохранительные органы от этой структуры не поступало. Более того, указанные средства – это деньги компании, полученные после уплаты всех налогов. Мы можем с ними сделать все что угодно – перечислить в какой-нибудь фонд или просто выбросить с двадцатого этажа нашего здания».
Что касается заочного ареста Дмитрия Гололобова, начальника юридического управления НК ЮКОС, который сейчас находится в Лондоне, то его объявили в международный розыск по обвинению в «организации присвоения» акций дочерних структур Восточной нефтяной компании (в частности, хищении 100% активов Томской нефтяной компании).
«Дмитрий Гололобов – один из координаторов защиты арестованных акционеров нефтяной компании, – заявил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. – Обвинения, выдвинутые против него, абсурдны. Акции «Томскнефти» (на сумму 3 млрд. руб. – «НГ» ), в хищении которых обвиняют Дмитрия, в настоящий момент целиком находятся на балансе ЮКОСа. Но, мало того, они еще и арестованы судебными приставами. Объявляя в розыск руководителя нашего юридического управления, следствие преследует одну-единственную цель – ослабить юридическую защиту компании путем выдвижения против основных юристов абсолютно сомнительных и абсолютно незаконных обвинений».
«Главный юрист ЮКОСа был вызван на допрос 9 октября, однако он не явился и покинул Россию. Если он хочет назвать это командировкой, то суть от этого не меняется», – сказала в эфире радиостанции «Эхо Москвы» представитель Генпрокуратуры Наталья Вешнякова. Но, как считает Шадрин, «дело Гололобова шито белыми нитками, и если российская сторона будет требовать экстрадиции, то любой независимый суд признает неправомочность подобных требований».
Стоит заметить, что о возможном аресте главного юриста ЮКОСа говорили еще два месяца назад: Генпрокуратура добилась в Симоновском районном суде Москвы санкции на обыск в квартире адвоката и в его служебном кабинете. У Дмитрия Гололобова изъяли несколько компьютеров и «адвокатские материалы», после чего вызвали на допрос в Управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры. А спустя несколько дней Гололобов улетел в служебную командировку в Лондон.