В Савеловском суде, где повторно слушается так называемое дело «Аэрофлота», в четверг в качестве свидетеля был допрошен бывший гендиректор авиакомпании Владимир Тихонов. Он возглавлял компанию в 1994–1995 годах, до создания на базе швейцарской фирмы «Андава» единого казначейского центра для концентрации валютной выручки, часть которой, по версии следствия, была похищена подсудимыми Николаем Глушковым, Александром Красненкером, Лидией Крыжевской и Романом Шейниным.
Несмотря на то что Владимир Тихонов не имел непосредственного отношения к событиям, которые легли в основу уголовного дела, он сообщил суду весьма любопытные сведения.
Как передал Интерфакс, по словам Тихонова, в 1995 году эксплуатационная выручка авиакомпании составила около 324 млрд. руб., из них 66% – в валюте, которая сосредоточивалась на счетах 160 загранпредставительств. Доходы и расходы контролировались Центром международных расчетов «Аэрофлота» в Москве. На то время авиакомпания имела разрешительное письмо Центробанка РФ на открытие счетов в иностранных банках, рекомендованных российскими посольствами.
Свидетель также рассказал, что еще в 1995 году специалисты «Тасис» (программа Евросоюза помощи странам Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии) рекомендовали «Аэрофлоту» создать для проведения валютных расчетов единый казначейский центр в Москве с расчетным счетом в одном из солидных банков Западной Европы. «Мы признали целесообразной рекомендацию «Тасис» и собирались создать такую систему», – сообщил суду Тихонов.
Показания этого свидетеля имеют существенное значение для суда, так как, по версии следствия, единый казначейский центр в Швейцарии был задуман подсудимыми как афера, конечной целью которой было похитить перечисляемые загранпредставительствами авиакомпании валютные средства. О том, что новая, более эффективная схема аккумулирования валютной выручки за рубежом обсуждалась гласно и получила одобрение руководства «Аэрофлота», ранее подтвердил суду и возглавивший авиакомпанию после Тихонова Евгений Шапошников.